+42.07
Рейтинг

Андрей Степанов

Рестораны (общепит) и парикмахерские: Российская империя vs. СССР


Зал ресторана "Медведь", Санкт-Петербург

Зал рестрорана «Медведь», Санкт-Петербург

Петропавловец, бывший лейб-гвардеец, о советском сервисе и «общепите» в Петропавловске и Пресновке (и — в дореволюционных Москве и Петербурге… для сравнения)…

Отрывок из воспоминаний прапорщика лейб-гвардии конной артиллерии Г.А. Римского-Корсакова (учился в училище правоведения, затем вольноопределяющимся пошел в гвардейскую артиллерии, воевал в Первую мировую, в т.ч. и в Востчной Пруссии, после 1918 г. остался в СССР, умер в начале 1970-х), полный текст воспоминаний (писались в 1960-е гг.) которого был любезно передан сыном А. Г. Римским-Корсаковым (и в настоящее время рассматривается вопрос публикации).
Отрывок относится к бытовым зарисовкам и сравнению нравов царского и советского времени.

«На военной службе я стал стричь голову машинкой №00. Когда в 1914 году я отправлялся на фронт, то вместе с термосом и флаконом одеколона купил себе машинку „00“, с которой не расставался вплоть до 1950 года, когда её у меня украл школьник, товарищ сына. Брился я всегда безопасной бритвой, и поэтому пока у меня была машинка, я никогда не ходил в парикмахерские. И вот, начав бывать после 1950 года по необходимости в парикмахерских города Петропавловска, где я проживаю (написано в 1965 году — прим. А.Р.-К.), я наглядно мог убедиться в глубине той пропасти, которая отделила советский мир, советский быт, воспитание советских людей, от старого, дореволюционного мира, его обычаев и понятий о благопристойности и вежливости. Впрочем, и наши общественные столовые и магазины также указывают на резкие изменения, происшедшие в сознании людей.

До 1917 года нельзя себе было представить, чтобы не только в столицах, но даже в самых глухих и жалких провинциальных городках России мастера-парикмахеры могли бы себя держать развязно и невнимательно с посетителями. У нас утерялся секрет, или вернее, элементарное правило вежливого и приветливого обхождения с клиентами. Как правило, у нас „мастера“ (за редким исключением очень низкой квалификации) ведут между собой очень оживленный и громкий разговор о своих личных делах, совершенно не считаясь с присутствием клиентов, игнорируя как бы самый факт их существования, как будто они имеют дело не с людьми, а с заводскими станками, на которых они должны побольше выработать, побольше заработать, перевыполнить план, руководствуясь лозунгом: „готово, следующий!“.

Было бы неправильно думать, что до революции работники парикмахерских не старались бы побольше заработать. Но в основу их работы было положено качество их труда, а не количество обработанных голов. И в понятие качества работы входило не только умение стричь и брить, но и уменье занять посетителя. Как „обходи­тельно“, вежливо, предупредительно, а главное внимательно относились работники парикмахерских к посетителям, стараясь сделать все возможное, чтобы произвести приятное впечатление уменьем себя держать с достоинством, без раболепства и пресмыкательства, уменьем вести благопристойный разговор. Клиента полагалось занимать, и уменье это делать очень ценилось. От обстановки, от уменья принять клиента зависела посещаемость парикмахерской, т.е. доход хозяина, а также и мастеров, которые получали за свой труд „на чай“ от 30 копеек до одного рубля. Миллионер А.А.Бахрушин давал “на чай” не больше 15 копеек.

В женских отделениях у посетительниц бывали свои любимцы из мастеров, на которых под большие праздники, устанавливалась очередь. Многие состоятельные клиентки приглашали мастеров к себе на дом. Поговаривали, что иногда тут дело не обходилось без романов.

В известной московской парикмахерской „Базиля“ на Кузнецком мосту одновременно работало не менее десяти мастеров, но было тихо, как в церкви. Конечно, разговаривали с клиентами в полголоса, чтобы не нарушить тон спокойной благопристойности учреждения, чтобы не делать этот разговор общим, чтобы проводить его более интимно. Со случайными посетителями разговор шел на обывательские темы: „лед прошел“, „весна обещает быть холодной“, „открывать сад Эрмитаж будут в шубах“ и т.п. Но как только посетитель начинал делаться „своим клиентом“, разговор менялся. С ним можно было поговорить и на городские, и на общественные, и даже политические темы.

В Москве я обычно стригся у „Братьев Орловых“ на Тверской, против Брюсовского переулка. Однажды, поговорив со мной о Гучкове, новом городском голове, о борьбе графини Уваровой с городской управой за запрещение проводить трамвай по Красной площади, мастер прошептал мне на ухо: „А вот тот господин у окна, это сам сенатор Гарин...“. Взглянув в указанную сторону, я увидел крайне невзрачного господина средних лет, с несколько уродливым оскалом рта, как будто он все время смеялся. Этот сенатор приехал в Москву в связи с шумом поднятым газетами по поводу будто бы открывшихся больших злоупотреблений в московской полиции, и у градоначальника, генерала Рейнбота, обвинявшегося в получении взяток с публичных домов. Результатом ревизии Гарина явилась отставка Рейнбота. Не знаю, брал ли Рейнбот взятки или нет, но один из самых шикарных веселых домов в Москве помещался на Спиридоновке напротив дома Морозова, где проживал сам градоначальник с супругой. Рейнбот был женат на Зинаиде Григорьевне Морозовой, вдове известного мецената-миллионера Саввы Ивановича Морозова.

Очень часто именно от своего парикмахера можно было узнать какую-нибудь городскую новость, узнать „верную лошадь“ на ближайших бегах, услышать, как реагирует город на новый закон или распоряжение правительства, узнать сколько „взял“ Шаляпин со своего концерта, посудачить про новое чудачество авиатора Уточкина и т.д.

Каждый мастер должен был знать своего клиента, знать круг его интересов, интересоваться его делами, но без навязчивого любопытства, знать когда можно было пошутить, а когда и «посеръёзничать». Вся эта „политика“ требовала основательного знания жизни, опыта, ловкости, смышлености, дипломатического такта. Вот почему посещение парикмахерской в старое время многим доставляло такое удовольствие, что они ходили туда каждый день.
Недавно (в 1960-е годы — прим. А.Р.-К.), находясь в парикмахерской, я услышал, как одна из мастериц, проводив своего клиента, громко жаловалась на него: „Подумайте только, я ему предлагаю освежить голову, а он говорит — “не надо».- Ну, не хочешь и черт с тобой, старый пес". Комментария этот факт не требует.

С таким же чувством приятного удовлетворения, чувством радости бытия, происходило и посещение в далеком прошлом ресторанов. В России меньше, чем в какой-нибудь другой стране, обед являлся актом, освещенным традицией. Но, тем не менее, и у нас умели обедать, каждый по своему достатку. Существовало три вида «точек питания»: кафе-столовые, чаще всего при кондитерских, без подачи горячих кушаний и спиртных напитков; рестораны (1, 2 и 3 разрядов), посещаемые чиновниками, интеллигенцией, служащими, студентами, торговым классом. Для низких слоев населения были многочисленные чайные, трактиры, пивные, кухмистерские. В каждом из этих заведений посетитель встречался уважительно, обслуживался со вниманием, не­зависимо от того, сколько он съест и выпьет. Гвардейские офицеры могли посещать рестораны только 1-го разряда. В ресторане “кафешантанов” разрешалось находиться только в кабинетах, а не в общей зале.

Были извозчичьи чайные, где хозяева раза два в год кормили и поили посетителей бесплатно (на именины хозяина). Были студенческие столовые, где обед (щи с мясом — 200 гр. и котлета — 200 гр., с гарниром) стоил 27 копеек. В Народных домах котлета стоила 6 копеек, и была чистота поразительная.

Накормить вкусно, обслужить быстро и внимательно, с тем, чтобы захотелось прийти сюда ещё раз и ещё много раз, — таков был закон частного предпринимателя, трактирщика. В ресторан приходят, чтобы поесть и отдохнуть, для деловой беседы и для приятного времяпрепровождения. В ресторане каждый находит то, что ему нужно. И у «Эрнеста» — в самом дорогом и аристократическом петербургском ресторане, помещавшемся на Каменноостровском проспекте (между прочим, у него не было никакой вывески), и в самой бедной харчевне Галерной гавани посетитель встречался с уважением, как гость хозяина. Только у «Эрнеста» обед с бутылкой вина стоял 15-25 рублей, а в Галерной — 25 копеек.

Все мысли хозяина ресторана, трактира, пивной были направлены на то, чтобы привлечь, как можно больше посетителей. Если мне в «Праге» что-нибудь не понравилось, то я буду ходить в «Метрополь» или «Эрмитаж». Если рабочих Трехгорки плохо обслужит хозяин в трактире на Пресне, то будьте уверены, что они к нему не придут посидеть за кружкой пива после работы, а их трудовые деньги заполучит какой-нибудь другой паук в Проточном переулке.
Как-то я был в Пресновке (поселок в Северном Казахстане — прим. А.Р.-К.), в 1942 году, в районной столовой, один вид которой, казалось, был скопирован с харчевни Калифорнии или Аляски, как мы их себе представляем по рассказам Джека Лондона, Майн-Рида, О.Генри. Совсем молоденькая официантка во время подачи обеда посетителям села на стул и начала щелкать семечки.

«Что случилось, Клава? — спросила её буфетчица. — Почему ты перестала подавать обед?».
«А, ну их к черту. Надоели», — очень просто ответила девушка.

В столовой №1 в городе Петропавловске в углу стояло переходящее Красное Знамя, награда за лучшую работу. Во время обеда, в разгар работы, в столовую пришла официантка Тася, бывшая в этот день свободной. Она только что купила себе босоножки. Это событие крайне заинтересовало всех остальных официанток. Они бросили обслуживать посетителей и начали по очереди примерять туфли, высказывая попутно свои замечания и веские соображения. Одна из них объясняла своим товарищам по работе, что, как известно, от рези­новой подошвы очень потеют ноги. Другая, не менее авторитетно говорила о том, что от матерчатых туфель всегда бывают мозоли, от которых она не знает, как избавиться. А посетители? Они сидели тихо и смирно, не протестуя, и терпеливо ожидали, когда кончится эта импровизированная конференция по мозолям!

Конечно, описанную сцену увидеть в дореволюционное время в каком-нибудь ресторане было бы невозможно. Это было бы немыслимо увидеть и в любом трактире, где посетителей обслуживали не лакеи во фраках, а половые, “молодцы”, как их называли — в белых рубашках и штанах. Ничего подобного нельзя было бы встретить и в демократических «Народных домах», которые обслуживались тоже девушками-официантками.

Я ручаюсь, что за всю историю торговли в России не могло быть случая, когда продавец старался бы опорочить качество продаваемого им товара. А вот я, покупая однажды в предвоенные годы соевые конфеты в одной из московских кондитерских, услышал от продавщицы искреннее сочувствие: «Как вы можете есть такую гадость?». Другой раз в Мосторге, когда я покупал ботинки, продавщица с полным сознанием своего гражданского долга предупредила меня: «Не берите эти ботинки — это стахановская работа» (то есть брак!!!)".

http://kap1914.livejournal.com/68469.html
  • avatar
  • 0
  • Количество просмотров топика 1616

С Днём Рождения, Петропавловск!

Горожане поздравили свой родной город — Петропавловск — с днём рождения!

Крестный ход — крестным ходом: строго говоря, он посвящён не дню города, а апостолам Петру и Павлу. И, было бы очень здорово, если бы 12 июля прошли мероприятия, посвящённые непосредственно именно Петропавловску. Но, как и ождидалось, никаких таких мероприятий не произошло. Ни городские власти, ни общественные организации (официально) никак в этом не отметились, не проявили, к сожалению, своего участия…

Зато, некоторые петропавловцы — настоящие энтузиасты и патриоты города — вышли вечером 12 июля на главную площадь, чтобы принять участие в своеобразном мини-«флеш-мобе». Что происходило и как это всё выглядело — смотрите ниже в небольшом фотоотчёте.











P. S. Более подробный фотоотчёт опубликую отдельным топиком.
  • avatar
  • 1
  • Количество просмотров топика 2532

Неофициальный День Города

12 июля — настоящий День Города Петропавловска. И пусть с этим не согласны нынешние городские власти: по их мнению, День Города нужно отмечать в августе. С властями не поспоришь — особенно в нашей демократической стране… Ну что теперь тут поделать — раз так произошло? Что петропавловская крепость была заложена именно в день святых апостолов Петра и Павла. Да, святые эти — «христианские». Но не только! Петр и Павел — ученики Иисуса, который по исламским воззрениям есть никто иной как пророк Иса. Получается, 12 июля — день города, названного в честь учеников одного из пророков! Почему бы не отпраздновать, «отметить» такой день не только христианам и атеистам, но и приверженцам ислама? Разумеется, без всякого алкоголя и прочих увеселений — начался священный пост Рамадан.

Поэтому, есть предложение. Пусть кто желает — празднует День Города тогда, когда укажут «свыше». Но всё же, для многих коренных горожан Днём Города останется всё равно 12 июля. Пусть и неофициальным.

В честь такого неофициального праздника можно было бы провести нечто вроде «флеш-моба». Скажем, на тему «Я люблю тебя, Петропавловск» (сравните, вот ссылка на флеш-моб «Я люблю Владивосток» — http://www.youtube.com/watch?v=Aypr7wJVm3Q). Не думаю, что для такой «акции» нужны какие-нибудь особенные аксессуары, можно было бы вечером 12 июля, после работы, просто прогуляться по городу. По главной улице — Конституции, по главной площади города…

Кто из посетителей mypiter.kz — «за»? Давайте посмотрим, сколько нас таких — любящих и чтящих историю своего родного города!
  • avatar
  • 1
  • Количество просмотров топика 2215

Городская легенда: Петропавловский метеорит

Как-то, не так уж и давно — где-то 1-2 недели назад, натолкнулся на короткую заметку в местной газете. Привожу целиком:
«14-17 августа недалеко от Петропавловска прошел полевой съезд „Казахстан-Космопоиск“. Выбранное место не только расположено рядом с трассами наблюдений НЛО и районом падения ненайденного Петропавловского метеорита 1919 года, но и примыкает к загадочным пещерам на плато Пулатхан, где, как утверждает народная молва, исчезли восемь из десяти спелеологов, изучавших пещеру – двое, потеряли память и частично вспомнили, что упали в пещере в какое-то углубление, где был большой зал и там друг возле друга лежали очень высокие люди… Всего мероприятие посетило около 30 человек из Московской, Ленинградской, Тверской, Саратовской, Омской, Тюменской областей РФ, Петропавловска, Кустаная, Атырау, Астаны, и других регионов Казахстана. Несколько человек на моторной лодке изучили предполагаемый кратер от падения метеорита диаметром более 50 м. Было обследовано место вылета из-под воды шаровой молнии, о чем накануне рассказали местные рыбаки. Были также прочитаны доклады: „Аномалии, НЛО и аномальные зоны Казахстана“, „Планы совместного изучения феномена НЛО в Казахстане и мире“, „Координация работы уфологов и исследователей“ и др.».

Читать дальше →
  • avatar
  • 17
  • Количество просмотров топика 5972

Городская легенда: Золото Империи

В коллекции городских легенд, связанных с Петропавловском, есть одна легенда, которую можно считать самой загадочной, самой интересной. Это легенда о «золоте Колчака»…
Как известно, в 1914 году золотой запас Российской Империи был крупнейшим в мире. После Февральской революции примерно половина золотого запаса — в целях безопасности — была перевезена из Петрограда и других городов в Казань. Но Поволжье, казавшееся глубоким тылом, оказалось вскоре в эпицентре Гражданской войны. Большевики, опасаясь захвата золота войсками Комитета членов Учредительного собрания (Комуча) попытались вывезти золото, однако им удалось отправить из Казани лишь 100 ящиков золота на сумму 6 млн руб. В начале августа Казань захватили чехословацкие формирования и части Народной армии Комуча под командованием подполковника В. О. Каппеля, впоследствии одного из самых прославленных командиров войск белых. После различных приключений золото 13 октября 1918 года было доставлено в Омское отделение Госбанка. Через месяц с небольшим (18 ноября 1918 года) адмирал Колчак был провозглашен Верховным правителем России, и к золоту, оказавшемуся в Омске без всякого его участия, навсегда «прилипло» наименование «колчаковского».

Читать дальше →
  • avatar
  • 2
  • Количество просмотров топика 3579

Городская легенда: подземный ход под Вознесенским проспектом

В каждом «уважающем себя» — мегаполисе, или даже в небольшом городке — есть свои городские легенды. Крысы-мутанты и порталы в параллельные миры в метро, НЛО, призраки, «геопатогенные места», тоннели, бункеры, подземелья… Есть подобная легенда и в нашем городе. И, кстати, она тоже связана с подземельем.
Читать дальше →
  • avatar
  • 1
  • Количество просмотров топика 3747

Кожаберген жырау: Поэт и Полководец


В далеком 1663 году в Гультобе (ныне село Богдановка Жамбыльского района Северо-Казахстанской области), в семье Толыбай сыншы, знаменитого командующего войсками Среднего Жуза, родился Кожаберген — будущий акын, музыкант, батыр. Учился Кожаберген в медресе Бухары, Самарканда и Ургенча, рано, ещё с 13 лет, начал писать стихи, а в 17 лет написал поэму «Ата тек». Участвуя в военных действиях, Кожаберген показал себя храбрым батыром и способным полководцем. О его подвигах слагали легенды! И поэтому, в 1688 году, в возрасте 25 лет (!), он избирается главнокомандующим всеми войсками хана Тауке.
Как говорят, талантливый человек — талантлив во многом. За какие дела бы ни брался Кожаберген — всё у него получалось. Он участвует в составлении свода законов хана Тауке «Семь установлений», слагает поэмы («Язык предков», «Жети жаргы» и другие), ведёт дипломатическую работу.
Весной 1723г. Хунтайджи Цэван Рабдан во главе многочисленного джунгарского войска напал на казахов. Они вынуждены были бежать, бросая скот и другое имущество, стариков и детей. Немало народу было перебито, немало погибло при переходах и переправах через реки. Это страшное время для народа Казахстана осталось в памяти как «годы великого бедствия».
Кожаберген жырау этому бедственному положению казахов и мужественной борьбе их с врагами посвятил свою песню «Елим ай!»
Читать дальше →
  • avatar
  • 0
  • Количество просмотров топика 4166

До основанья... А зачем?


В Истории любого народа, любой страны — если «покопаться» — можно найти как много хорошего, так и много плохого, неприятного… И, конечно же, нет ничего проще, как сделать вид, что «ничего такого» — не было, а, наоборот, всё было «в ажуре» и «в шоколаде». Неприятные страницы Истории можно просто «выдернуть» из школьных и вузовских учебников, старые здания, напоминающие о «проклятом прошлом» — просто снести, а населённые пункты — переименовать. И — всё! Дело сделано, история — переписана. Позиция страуса, засунувшего голову в песок. «Чего боюсь — того не вижу, следовательно, такого и не было вовсе!»

Но История требует к себе уважительного отношения, а отношение наплевательское — не прощает. Как сказал народный дагестанский поэт Абуталиб Гафуров: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки»…

Далее...
  • avatar
  • 1
  • Количество просмотров топика 1977

Мещанский лес исчезает...

Да, наш любимый Мещанский лес понемногу уходит в небытие. По крайней мере, та его часть, что находится между п. Борки и п. Белое.
Вот, посмотрите, спутниковый снимок 2002 года:

Читать дальше →
  • avatar
  • 9
  • Количество просмотров топика 3282

Реконструкция крепости Росс - пример для Петропавловска



Интересная эта «штука», История… Среди множества фактов, событий, мест, иногда попадаются заметные параллели, созвучия, сближения — пусть и разделенные сотнями, а то и тысячами километров, десятками, а то и сотнями, лет.
Есть такая «схожесть» и для нашего Петропавловска. Если «порыться» в истории освоения Российской Империей Северной Америки, можно найти сведения о русской крепости Форт-Росс в Калифорнии.

Читать дальше →
  • avatar
  • 8
  • Количество просмотров топика 4283