Аульные школы в Петропавловском уезде.

В 1901 г открыта первая русско-киргизская школа — Пресногорьковская, преобразованная с 21 сентября в волостную русско-киргизскую с интернатом на 30 чел, а в 1910 г — в 2-х классное русско-киргизское с интернатом на 20 чел.
Однако, систематическое начальное образование киргизских детей началось с 1902 г.
В 1902 г. в Петропавловском уезде А.Е. Алекторовым (окружной инспектор Западно-Сибирского учебного округа) открыты 2 школы Тлебалганская и Ескеневская 1-я.
В 1903 и 1904 гг. открыты Нельдинская и Коктерекская, соответственно.
Коктерекская переименована в Сухотинскую, по имени бышего Степного Генерал-Губернатора Н.Н. Сухотина. 15 октября 1908 г. Сухотинская аульная школа преобразована в волостную русско-киргизскую с интернатом на 20 человек, а в 1910 г — преобразована в 2-х классное русско-киргизское училище.
16 ноября 1907 г открыты школы: Баимбетовская и Кушмурунская.
29 декабря 1908 г — открыта Козубаевская.
7 марта 1909 г. — Ескенеевская 2-ая.
В 1910 — Жанмурзинская и Данияровская,
В 1911 — Пресновская,
В 1912 г. — Жантасовская и Жамантузская.
В аульной школе
фото 1
Итого к 1 января 1913 г в Петропавловском уезде состоит 14 русско-киргизских школ, из которых 2 двухклассных училища и остальные 12 — аульные одноклассные. Число учеников в аульных школах в Петропавловском уезде в 1912 г было 260 чел.
Аульные школы открывались с целью распространения начального образования среди киргизского населения. Аульные школы существовали в виде отделений при волостных или 2-х классных русско-киргизских школах.
Аульные школы по внутренней своей обстановке, по возможности, отвечали условиям быта киргиз (складные классные доски, сундук для хранения учебных книг и т. д. Т.е. Удобные для первозки)
Учебный год продолжался: с октября до апреля в наемным землянках; с мая до сентября — в наемных кибитках. Каникулы с апреля по сентябрь, совпадали с временем летней и зимней кочевок. Позже (30 мая 1911 г) расписание учебного года менялось. Мотивировалось это тем, что за последние годы некоторые киргизы Акмолинской и Семипалатинской областей стали переходить в оседлое состояние и что почти все киргизы стали заниматься и в летние месяцы сенокошение для запаса сена на зиму, а многие киргизы — земледелием, когда киргизские дети тоже бывают заняты хозяйственными работами. Так, учебный год стал с 15 сентября по 15 мая, а каникулы с 15 мая — 15 сентября.

фото 2
Курс и программа учебных предметов аульных школ соответствовали 1 и 2-му отделениям волостных одноклассных школ.В школе преподавались предметы: разговорная русская речь, русский язык (чтение и письмо), арифметика, магометанское вероучение, киргизский язык и грамота.
Раз в год ученики аульной школы проходили экзамены в волостной школе.
Аульные школы содержались на местные средства, на пособия из казны.
Высший тип аульной школы — волостные школы с 4-х летним курсом, он соответствует по программе приходским училищам. Более законченное и высшее по курсу — 2-х классное русско-киргизское училище, с 6 летним курсом, — соответствовала двухклассному сельскому училищу. После окончания русско-киргизское училища можно было поступать в учительские школы и семинарии, педагогические классы, фельдшерские школы и т. д.
Киргизское население Петропавловского уезда не везде доверчиво относилось к аульным школам. Отдельные элементы вели противодействующую агитацию. Находясь под влиянием агитации, некоторые киргизы не отдавали в аульные школы своих детей, а предпочитали домашнее обучение по-мусульмански учителями из татар или отвозили детей в Петропавловск и сдавали там в татарские мектебы.
Учителями в аульных школах большею частью состоят киргизы. Первое время, пока ученики не привыкнут понимать русскую речь, преподавание велось на родном языке.

Источники:
Народное образование среди киргизского населения Петропавловского уезда Акмолинской обл. / М. Н. Греховодов. — Казань: Центральная типография, 1913. — 32 с.
фото 1. — astana2030.narod.ru
фото 2. — kushmurun.com/auliekolskij-r-n/auliekol-semiozernoe/item/196-istoriya-semiozernogo-auliekol

1 комментарий

avatar
Война цивилизации (за которую ратуют ОПРЕДЕЛЕННЫЕ) и сторонников исконных народных традиций. И те и другие включились в процесс личного обогащения используя безграмотность и доверчивость народа. Это было во все времена тоталитарного режима. Вместо веры и истинно народных традиций и устоев стараются подсунуть националистическую идеологию (я сравниваю этот нечестный процесс с законами задрыпанной коммунальной квартиры).
Что должно произойти, чтобы понять???
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.