Штрихи к истории СШ №44(31) во второй половине 50-х годов ХХ века.

Летом 1953 года моя мама, — Бессонова Евдокия Матвеевна, — получила назначение на должность завуча в среднюю школу № 44 города Петропавловска Северо-Казахстанской области. Поскольку школа была железнодорожной, нам для провоза всего домашнего скарба из города Ишима Тюменской области, где мама работала в педучилище методистом, выделили двухосный вагон-теплушку. Теплушку включили в состав товарного поезда, который, постоянно пропуская пассажирские поезда, медленно добрался до Омска, где наш вагон подцепили к составу, движущемуся на Петропавловск. Через несколько дней путешествия мы были на месте.
Вид на СШ № 44 с улицы Белинского. Вторая половина 50-х годов
Из школы за нами прислали конную повозку, и за два приёма по ямам и рытвинам тогдашней улицы Белинского мы перебрались на предоставленную нам служебную квартиру. Это было помещение, расположенное на первом этаже в торце здания школы. Служебная квартира представляла собой обычный школьный класс, разделённый перегородкой на две комнаты и снабжённый отдельным входом-выходом на улицу. В квартире из всех коммунальных удобств был только водопровод с холодной водой. От улицы Пугачёва здание школы отделяли посадки большого количества разросшихся высоких тополей по периметру участка, американских клёнов и густых зарослей акации внутри школьного сада.
Весна-лето 1954 года. Инструктаж перед летней практикой.  Во втором ряду справа — завуч Бессонова Е.М.  В первом ряду справа руководитель практики Галина Сергеевна Бархоткина.
1953 – 1954 гг.
Поскольку в 1953 году 44-я школа была ещё женской, мне пришлось ходить в 5-й класс 60-й школы на Холодильнике (впоследствии эта школа стала 30-й). О том времени память сохранила немногое. Немного помню классного руководителя Рычкову, учителя английского языка Вильмсена, — немца по национальности, — почему-то это обстоятельство мне врезалось в память, учителя истории Бусыгина Ивана Ивановича, рассказы которого о древнем мире были красочными и интересными.
Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года.
1954 – 1955 гг.
В 6-м классе я проходил обучение уже в 44-й школе. Ходить на занятия стало гораздо ближе, — даже в зимнее время можно было обходиться без пальто, — зато сменились учителя, сменились одноклассники, шла взаимная притирка, и память об этом времени ничего не сохранила.
1955 – 1956 гг.
В 44-й школе тогда была принята цифровая индексация классов, а не традиционная буквенная, так что я обучался в 7/1–м классе.
На фотографии ниже изображены (к сожалению, часть имён моя память не удержала):
1. Субратова, 2.Истранина Рая, 3. Лепёхина, 4. Хомутова Лида,5. Грузинова Рая, 6. Голубева Лида, 7. Малюгин Саша, 8. Бессонов Саша, 9. Евдокименко Лена 10. Криволапов Коля 11. Дятлов Вася 12. Тюрин 13. Малов 14. Тагинцев 15. Черненко Лида 16. Вишнякова Галя 17. Мацияшко Лена 18. Строкань 19. Силкина 20. Бочкарёва 21. Аршинов Гена 22. Брачун Вера 23. Протасов Петя 24. Маршева Галя 25. Кудряшева 26. Малашко 27. Варюшкина Тамара 28. Чирикова 29. Москвичёв Вася 30. Штундырев Толя 31. Кишинков Сергей 32. Максимова Тамара Георгиевна (кл.рук.) 33. Галанина Зинаида Сергеевна 34. Ситников Константин Григорьевич 35. Вдовина Евгения Николаевна 36. Жилкин Саша 37. Казанцев Юра
7/1 класс перед выпускными экзаменами 22 мая 1956 г.
В школе учились в основном дети рабочих и служащих, так или иначе связанных с железной дорогой. Во многих семьях отцы подростков не вернулись с войны, и поэтому им остро не хватало твёрдого мужского влияния. Из-за постоянных выплесков неуёмной энергии ребят за нашим классом закрепилась сомнительная характеристика «7-й весёлый». Из-за большого количества школьников их обучение было организовано в три смены: I смена — с 8 утра до 12 часов, II смена — с 12 до 16 часов, III смена — с 16 до 20 часов. Наш «7-й весёлый» учился в III смену. В зимнее время большая часть уроков проходила при искусственном освещении, что создавало дополнительные возможности для различных проделок и небезобидных проказ.
«Бродяга»
Как-то зимой перед началом уроков ещё в светлое время мы поместили в патрон одной из электрических лампочек класса двухкопеечную монету и прижали её цоколем лампочки. Когда сумерки сгустились, учительница щёлкнула выключателем, с шумом и треском произошло короткое замыкание, и наш класс погрузился в темноту. Пока вызывали электрика, пока разбирались в причинах произошедшего, время прошло, и занятия класса в этот день были сорваны.
К концу смены учителя отпустили девочек по домам, а от ребят потребовали назвать инициаторов проделки. Мы, естественно, сказали, что ничего не знаем, но нам совершенно справедливо не поверили и заявили, что мы будем сидеть в школе до тех пор, пока ни признаемся. Гардероб, на всякий случай, закрыли на ключ, чтобы мы не убежали, и выключили во всей школе свет для оказания на нас психологического давления.
В темноте ребята молча стояли, прислонившись к стене, сидели на корточках или подоконниках в пустом и тихом школьном коридоре, и тут Гена Аршинов затянул песню из популярного в то время индийского фильма «Бродяга» с Раджем Капуром в главной роли:
— «Абара-я, абара-я,
Никто нигде не ждёт меня,
Бродяга я, бродяга я ...»

Мы дружно подхватили песню, она гулким эхом разнеслась по всей школе, и в тот момент мы почувствовали какое-то особое единение.
Через некоторое время включили свет, и в коридоре появились учителя. Они крепко построжились для сохранения лица, и отпустили нас домой уже в десятом часу вечера. Ребята потом сказали мне, что в этот вечер меня признали за своего, ведь до тех пор я был «сыном завуча».
Т.Г.Максимова
Классным руководителем нашего класса была Тамара Георгиевна Максимова, она же вела русский язык и литературу. Улыбчивая, очень живая и напористая, с хорошим чувством юмора и неизменно доброжелательная, с приятным низким, немного грубоватым голосом, она постепенно сумела наладить управление нашим не очень спокойным классом. У Тамары Георгиевны не сложилась личная жизнь, и школа, в какой-то мере, стала её семьёй. Тамара Георгиевна сумела направить нашу бьющую через край энергию в относительно спокойное русло.
У нас, как и в любом другом классе, существовала стенгазета, обновлявшаяся обязательной дежурной информацией лишь по случаю больших праздников. Газета висела в классе на стене, потому что она должна была там висеть, как некий обязательный атрибут интерьера.
Как-то мы предложили Т.Г. выпускать в классе вторую стенгазету, которая бы отражала сиюминутную жизнь класса, выходила, по возможности, ежедневно, но с условием невмешательства учителей в этот процесс. После небольших колебаний Т.Г. дала добро. Думаю, что она предвидела дальнейшее развитие событий, но не стала препятствовать нашей инициативе.
Нашу новую стенгазету мы назвали «Колючка», и носила она ярко сатирический характер. В ней отражались все перипетии жизни нашего класса и было много карикатур. После уроков редколлегия (два-три человека) приходила ко мне домой, и мы творили новый выпуск. Каждый день на стене класса перед занятиями появлялся очередной выпуск стенгазеты, ребята толпились у неё, с интересом читали заметки, с комментариями рассматривали карикатуры. Порой возникали споры и обиды, иной раз, в знак протеста, газету просто срывали со стены. С подростковым бескомпромиссным максимализмом мы в стенгазете отражали все события жизни класса через призму «хорошо — плохо». О нашей газете быстро по школе пошли слухи, к нам из любопытства приходили ребята из других классов. Мы вкушали плоды маленькой известности.
Но в один прекрасный день Т.Г. передала нам, что на педсовете было принято решение запретить выпускать «Колючку», так как она не была органом пионерской организации, а, следовательно, никого не представляла.
Н.Ф.Бузникин
В 50-е годы в армии проходило в несколько этапов сокращение численного состава, в результате чего во многих школах страны появились военруки, учителя физкультуры из числа демобилизованных. Так с зимы 1956 г. в 44-й школе стал работать Николай Фёдорович Бузникин.
До него уроки физкультуры у нас проводили всякий раз сменявшие друг друга учителя, и мы уже привыкли к некой формальности присутствия на этих уроках.
С первого появления в классе Н.Ф. произвёл на всех нас большое впечатление. Это был уверенный в себе мужчина, обладавший сильным командирским голосом, и даже самые хулиганистые пацаны сразу инстинктивно признали за ним право вожака. Н.Ф. предупредил нас, что завтра на уроке физкультуры будет проходить занятие на лыжах. Характерный диалог с Сашей Малюгиным (о нём чуть позже) врезался в память.
— (Саша вопросительно) Я не умею ходить на лыжах, можно, я завтра не приду на физкультуру?
— (Н.Ф. безапелляционно) Чтобы завтра в очереди за лыжами первый стоял, и чтобы очки блестели!
Саша Малюгин появился в нашем классе в середине учебного года. Его отец Иван Дмитриевич после окончания войны служил политработником в Группе Оккупационных войск в Германии, затем его перевели во Львов, откуда И.Д. и был демобилизован. Как позже говорила мама Саши Мария Петровна, в Петропавловск они переехали потому, что, по слухам, жизнь здесь была более сытной, чем в послевоенном Львове.
Запомнился рассказ Марии Петровны об их первом вечере пребывания на съёмной квартире в Рабочем посёлке. Был какой-то зимний праздник, кажется, Святки, и жители соседних домов, в сумерках, обрядившись кто во что горазд, напялив на себя вывернутые наизнанку шубы, с шумом и песнями толпой ходили и колядовали по домам, а бедная Мария Петровна с ужасом думала о том, куда они попали.
Позже, когда я уже прочно подружился с Сашей Малюгиным, он много рассказывал о Львове, об его архитектуре, о замечательных памятниках на львовском кладбище и многом другом.
Но вернёмся к Николаю Фёдоровичу Бузникину. С его появлением уроки физкультуры заметно оживились, а спортивная жизнь в школе бурно забурлила. Заработали секции гимнастики, акробатики, тяжёлой атлетики, шахмат и многие другие. Откуда-то в зале школы появились спортивные снаряды, разнообразное оборудование, начали проводиться соревнования по различным видам спорта. Ученики школы Бахмут, Беспалова, Криворучко, Абрютин, Гончарук и многие другие принимали участие в соревнованиях на первенство области среди школьников.
7/2-й класс перед выпускными экзаменами 22 мая 1956 г.  В центре первого ряда Антонина Кирилловна Сухарева.
Ещё в те годы мне запомнилась Антонина Кирилловна Сухарева, хотя она у нас ничего не вела. Но она была единственным человеком в школе, не только среди учителей-женщин, но и среди учителей-мужчин, кто приезжал на работу на собственном мотоцикле ИЖ-49. Излишне говорить, что на её уроках математики всегда были тишина и порядок.
В мае — июне 1956 года у нас прошли выпускные экзамены, и мы завершили своё обязательное образование, получив свидетельство об окончании семилетней школы. Одна часть ребят пошла получать профессиональное образование с последующим устройством на работу по полученной специальности. Другие использовали возможность продолжить образование в средней школе.
С 1959/60 учебного года в СССР было введено обязательное уже восьмилетнее обучение.
Свидетельство о получении обязательного семилетнего образования
Коллектив учителей СШ № 44 в 1956 году.
Приведу фамилии тех учителей, чьи имена память удержала. Надеюсь, что кто-нибудь из выпускников сможет помочь заполнить досадные пробелы.
1. ?2. Вдовина Евгения Николаевна 3. Сухарева Антонина Кирилловна 4. Морозова Ольга? — учитель русского языка и литературы 5.? 6.? 7. Старостин Анатолий Сергеевич — учитель математики 8. Зверовской Михаил Иванович — учитель физики и астрономии 9.? 10.? 11. Рикман Евгений Эрнстович — учитель основ дарвинизма 12. Каухова Татьяна Александровна — учитель английского языка 13. Афанасьева Тамара Ивановна — учитель русского языка и литературы 14. Шушина Валентина Ивановна — учитель английского языка 15. Долгова Мария Матвеевна — учитель химии 16.? 17. Бархоткина Галина Сергеевна — учитель географии и биологии 18.? 19. Максимова Тамара Георгиевна — учитель русского языка и литературы 20.? 21.? 22.? 23. Галанина Зинаида Сергеевна 24.? 25.? 26.? 27.? 28. Минакова Зоя Михайловна — учитель истории 29.? 30.?
31.? 32.? 33. Родяшин Марк Спиридонович — директор школы 34. Бессонова Евдокия Матвеевна — завуч школы 35.? 36.? 37. Пастухова Клавдия Ивановна
38. Бузникин Николай Фёдорович — учитель физвоспитания 39. Ситников Константин Григорьевич — учитель физики 40. Обложко Григорий Ефимович — учитель физвоспитания
1956 – 1957 уч. год
М.С. Родяшин

Надо сказать несколько слов о директоре школы тех лет — Родяшине Марке Спиридоновиче. Хотя он и вёл у нас в 9-м классе физику, но запомнился не этим. Это был великолепный организатор, обладавший личной харизмой, сумевший в хорошем смысле «построить» и учителей и учеников. Если и возникали в коллективе учителей какие-то конфликты (а это неизбежно, ведь школа — это часть жизни), то они никогда не доходили до учеников. Мало кто из учеников мог выдержать пронзительный взгляд его светло-голубых, почти прозрачных глаз. Даже школьная «вольница» опасалась вызова в его кабинет.
При нём в школе очень многое было сделано самими учениками. Наверное, поэтому школа и до сих пор вспоминается со светлым чувством не только мне одному.
Пришкольный участок
На летних каникулы ученики старших классов составили бригаду и за лето построили школьную теплицу из шлакобетона. Шлак брали из отходов школьной котельной, а с цементом помогли шефы — вагоноремонтное депо станции Петропавловск.
В теплице выращивали цветы и всякую зелень, постигая здесь одновременно и теорию и практику. В школьном дворе располагался ухоженный участок с множеством грядок с какими-то зелёными посадками, большим количеством цветов, — здесь командовала Бархоткина Г.С. с ученицами. В августе-сентябре двор школы был особенно красивым из-за большого количества разнообразных осенних цветов, отчего начало учебного года всегда выглядело весьма празднично.
Вспоминается анекдотичная деталь. У нас дома жила шоколадного цвета дворняга по кличке Камбер. Было очень забавно наблюдать, как Камбер гонял соседских кур со школьного участка, причём бегал исключительно между грядок. Это дало повод школьному завхозу Волкову в шутку предложить зачислить Камбера на ставку сторожа.
В юго-восточном углу большого школьного двора была рубленая изба пятистенка, в одной половине которой размещалась мастерская с набором различных плотницких и слесарных инструментов, с верстаками и деревообрабатывающим станком (там были организованы уроки труда для мальчиков), а в другой половине проходили уроки домоводства и швейного дела для девочек. Кстати, свой подарок для бабушки на 8 марта — доску для разделки овощей — я сделал в этой мастерской. Многие необходимые жизненно полезные навыки мы получали именно в школе.
Запомнилось строительство школьного стадиона силами учащихся. Шефы помогли бульдозером выровнять участок земли около школы параллельно улице Лермонтова, а остальную работу провели учащиеся под руководством Н.Ф.Бузникина. Они разметили беговую дорожку, выкопали ямы для прыжков в высоту и длину, засыпали их опилками (пригодилась школьная мастерская), выделили сектор для метания, возвели баскетбольные щиты, оконтурили волейбольную площадку, поставили футбольные ворота. Н.Ф.Бузникин где-то раздобыл для школы копья, ядра, диски и гранаты для метания.
Теперь уроки физкультуры и школьные соревнования проходили на собственном стадионе. Он использовался и для уроков ВДП (военная допризывная подготовка), и для репетиций маршировки колонны учащихся школы на демонстрациях 7 ноября и 1 мая, и просто для игры в футбол в свободное время. Конечно, колонна нашей школы на демонстрациях выглядела довольно экзотично, так как и учителя и ученики все были в резиновых сапогах, без которых невозможно было передвигаться по улицам Рабочего посёлка, особенно в весенне-осенний сезон.
Как раз в те годы над железнодорожными путями построили виадук, благодаря которому пеший проход жителей Рабочего посёлка в город стал более безопасным. Вдоль железнодорожных путей со стороны Рабочего посёлка тянулась длинная, широкая и ровная гаревая товарная площадка. Н.Ф.Бузникин договорился с железнодорожным начальством, что школьная секция лёгкой атлетики может использовать эту площадку для своей тренировки. Мало кто из спортсменов-школьников тех лет мог тренироваться на гаревых дорожках. Подъём бегом на расположенный рядом виадук Н.Ф. включил в систему подготовки школьных спортсменов. И результаты тренировок не заставили себя долго ждать. Спортсмены 44-й школы всё чаще стали занимать призовые места на различных соревнованиях. Мы с удовольствием и гордостью носили нагрудные значки БГТО и ГТО.
И.Г.Долотин
Особую роль в жизни школы тех лет сыграл Иван Григорьевич Долотин. Он имел опыт работы в профессиональном драмтеатре и, возглавив работу школьного драмкружка, быстро вывел его на достаточно приличный уровень.
Репетиция спектаклей была организована тоже подобающим образом: читка по ролям, постановка мизансцен, черновые прогоны и прочие хитрости театрального дела. Для участия в спектаклях привлекались учащиеся разных классов. Загрузив свои связи, Иван Григорьевич имел возможность использовать при постановке спектаклей в школе настоящий грим, парики, усы, бороды, театральные костюмы и прочие атрибуты жизни театра. Для изготовления некоторых костюмов привлекались родители учеников — участников спектакля.
Надо отметить, что в то время в Петропавловске ещё не было распространено телевидение, кино демонстрировалось только в клубе железнодорожников, и за билетами там выстраивалась большая очередь.
Так что школа с её драмкружком была своеобразным очагом культуры в Рабочем посёлке, и, когда на школьной сцене в актовом зале шли спектакли, зал был набит до отказа учениками и их родителями.
Сцена из спектакля о войне (роли исполняют С.Кишинков, А.Бессонов, Е.Мацияшко)
Вспоминается благодарная атмосфера зрительного зала, когда на сцене шёл спектакль «Овод». Я не был задействован в постановке и сидел среди зрителей.

Программа спектакля «Несчастный случай» школьного драмкружка 1957 г.
Овода играл один из старшеклассников, красивый стройный юноша с бледным лицом и чёрными вьющимися волосами. Когда в сцене расстрела Овода раздался громкий выстрел, и по белоснежной рубашке Овода стало расползаться красное пятно, зрительный зал потрясённо выдохнул — «Убили!», — настолько правдоподобно всё выглядело.
Иван Григорьевич при отборе кандидатов на ту или иную роль в спектакле следил, чтобы в характере ученика проглядывали сходные черточки с характером героя пьесы. Например, роль Чулюк-Заграя («Макинтош») в спектакле «Несчастный случай» получил Алексей Балась, несмотря на то, что за ним числилось много сорванных уроков. Лёша был прирождённым комиком. В его присутствии любая ситуация могла стать неожиданно смешной.

Скажем, вызывает его учитель к доске:

— Балась.

Лёша с ангельским выражением на лице мгновенно откликается:

— Ась?

Класс покатывается со смеху. Но формально ни к чему нельзя придраться!

В середине 50-х годов из Ленинграда в нашу школу приехали по распределению две выпускницы университета на должности учителей английского языка — Каухова Татьяна Александровна и Шушина Валентина Ивановна. Живая, лёгкая на подъём Татьяна Александровна быстро включилась в работу драмкружка и под её руководством были поставлены на английском языке несколько сцен из спектаклей Шекспира. Вся театральная деятельность прекратилась с уходом из школы И.Г.Долотина и возвращением Татьяны Александровны в Ленинград после обязательной отработки.
«На Ишиме»
Судоходство на Ишиме
Мы с ребятами класса часто ездили на велосипедах по окрестностям Петропавловска. Наблюдали на Ишиме довольно редкое уже в то время прохождение по большой воде катеров и барж со стойматериалами.
Баржи на Ишиме
Миша Шмалько и Саша Малюгин на берегу Ишима
«Танцы»
По субботним вечерам в актовом зале школы часто проводились какие-либо мероприятия, которые традиционно заканчивались танцами. Многие старшеклассники только из-за этого и посещали эти мероприятия. У меня дома была большая коллекция грампластинок, в том числе и танцевальной музыки, я приносил пластинки на вечер и в радиорубке выполнял роль диджея. Сами танцы как-то не очень интересовали меня, но возможность формировать музыкальное настроение вечера мне нравилась. Часто ребята прибегали в радиорубку и просили поставить на заказ ту или иную мелодию.
Став восьмиклассниками, получив возможность посещать школьные вечера танцев, ребята нашего класса осознали, что они не умеют танцевать. Этот пробел было решено ликвидировать 8 марта. Ребята втайне скинулись, купили конфет, пряников и, вручив классному руководителю Зое Михайловне Минаковой и девчонкам класса традиционные поздравительные открытки и маленькие сувенирчики, пригласили их на чаепитие. Электрочайник, заварку, стаканы и кружки мы принесли из дома, а вазочек, или, на худой конец, тарелок для конфет и пряников никто не догадался захватить. По святой простоте ребята конфеты и пряники высыпали в коробку из-под обуви и в таком виде обносили девчонок угощением. Видя их вытянувшиеся лица, ребята простосердечно заверили девочек, что коробка чистая! Затем парты в классе мы сдвинули в сторону, принесли из радиорубки радиолу Рекорд-47, я достал приготовленные пластинки, и девчонки со строгим выражением на лице, но с плохо скрываемым удовольствием начали нас учить танцевать модный в то время фокстрот.
Запомнился шумный, красочный, весёлый новогодний бал-маскарад, на который строгие дежурные пропускали только костюмированных участников. У нас дома в то время гостил с семьёй мой старший брат, он был офицером Балтийского флота. Я изготовил и нашил на свой чёрный пиджак погоны, нашивки и прочие атрибуты морской формы, надел настоящую фуражку брата, и в таком виде явился на бал. Дежурные в полутьме меня не узнали, подумав, что я один из выпускников прошлых лет, и спокойно пропустили.
«Смотр»
Важное место в школьной жизни тех лет занимал ежегодный смотр художественной самодеятельности, традиционно проходивший в течение субботы-воскресенья на сцене клуба железнодорожников. Каждая школа готовила свою программу из лучших номеров, а строгое жюри оценивало представленные номера и выступление школы в целом. Эти показатели учитывались в оценке деятельности школ, и руководство школ относилось к этому смотру достаточно серьёзно. Из лучших номеров самодеятельности составлялась программа гала-концерта, участие в котором было очень престижным.
После маленькой школьной сцены сцена клуба железнодорожников казалась громадной, слепили непривычные софиты, и вся эта многолюдность, суета и волнение за кулисами выбивали всех участников из спокойного состояния.
В нашей школе «коньком» обычно были танцевальные номера. Их постановкой руководила старшеклассница Рита Крюкова. Она не имела специального образования, но была необычайно одарена от природы. Подвижная, как ртуть, острая на язык, с твёрдым характером Рита обладала задатками хорошего хореографа, и поставленные ею танцевальные номера неизменно имели успех. В дальнейшем, окончив школу, Рита продолжила свою деятельность в Петропавловском педагогическом институте.
Я умел играть на гитаре и в составе трио гитаристов также принимал участие в смотре от школы. Наш номер понравился жюри, и трио участвовало в гала-концерте, нас даже пригласили выступать на местном радио. В радиостудии тогда ещё не было студийных магнитофонов, и выступать нам пришлось в прямом эфире рано-рано утром.
Выпуск, кажется, 1957 или 1958 года. Во втором ряду слева сидят Рита Крюкова (ещё не выпускница), Алексей Балась, Е.М.Бессонова, М.И.Зверовской, К.И.Пастухова, Бузникин Н.Ф.
«Радиогазета»
Для оперативного управления школьной жизнью на педсовете было решено организовать выпуск радиогазеты. Для этого в торце коридора второго этажа школы повесили уличный алюминиевый рупорный громкоговоритель — в просторечии «колокол». Такой же «колокол» разместили на первом этаже. На переменах из радиорубки проводился в прямом эфире обязательный короткий выпуск политинформации (за это дело я отвечал), делались какие-то объявления, проходили короткие тематические передачи «В мире интересных фактов» и т.п.
По инициативе Марка Спиридоновича в школе одно время попробовали упорядочить на переменах физическую активность ребят и организовали что-то вроде танц-зарядки. По его замыслу школьники должны были в перерывах танцевать па-де-патинеры, па-де-катры, полонезы и прочие чинные танцы минувших дней, сочетать, так сказать, приятное с полезным.
Но музыка и красивые движения танцев прошедшей эпохи никак не сочетались с ритмами современности, а фигуры заковыристых танцев знали лишь несколько девушек, видимо, от своих мам и бабушек. Для молодёжи нашего времени верхом танцевального искусства было умение танцевать танго и вальс, большинство же ограничивалось простеньким фокстротом. Так что, после двух-трёх попыток эта инициатива не прижилась.
1957 — 1958 уч. год
В 9-м классе с нами работали:
1. Старостин Анатолий Сергеевич — учитель математики (алгебра, геометрия, тригонометрия), умевший спокойно, без суеты управляться с классом и очень понятно и доступно объяснять тонкости математики. У него был к тому же очень красивый, почти «печатный» почерк, так что записи на доске всегда выходили очень аккуратными;
2. Марк Спиридонович Родяшин — учитель физики, директор школы. Его манера объяснения материала больше соответствовала, как я теперь понимаю, вузовскому преподаванию;
3. Мария Матвеевна Долгова — учитель химии, очень знающий и требовательный специалист ещё старой закалки. Но, несмотря на это, химия никогда не была моим любимым предметом;
4. Евгений Эрнстович Рикман — учитель основ дарвинизма;
5. Валентина Ивановна Шушина — учитель английского языка;
6. Галина Сергеевна Бархоткина — учитель биологии и географии;
7. Тамара Ивановна Афанасьева — учитель русского языка и литературы, обладавшая безупречно грамотной, литературной речью. В классе она пользовалась уважением, но в общении с учениками всегда соблюдала некоторую дистанцию;
8. Зоя Михайловна Минакова — наш классный руководитель, учитель истории. Изящная женщина миниатюрного сложения — этакая «Дюймовочка» — была очень эмоциональным, прямодушным и, главное, справедливым человеком. Она без нотаций и нравоучений общалась с учениками, как старшая сестра. С ней можно было посоветоваться, даже в чём-то довериться, — она умела хранить наши маленькие тайны;
9. Григорий Ефимович Обложко — учитель физвоспитания. Затем его сменил И.В.Синичкин.
«Радиоузел»
Марк Спиридонович выдвинул идею создания компактного школьного радиоузла, объединяющего «под одной крышей» мощный усилитель низкой частоты, радиоприёмник «Балтика», проигрыватель грампластинок и магнитофонную приставку. Мы с ребятами нарисовали эскиз размещения оборудования будущего радиоузла, М.С. утвердил его, по нему мы сделали чертёж, а в школьной мастерской собрали на винтах из уголка каркас будущего радиоузла. Как раз в то время в железнодорожном узле связи проходила смена оборудования, и М.С. договорился, что школе передадут несколько панелей с телефонными реле.
Поэтому было решено, что в каждый класс будет проведена своя линия, с тем, чтобы можно было делать какие-то объявления для отдельного класса, не нарушая ход уроков в остальных.
Мы закрепили оборудование на каркасе, обшили его снаружи листами текстолита, выточили в школьной мастерской резные деревянные ножки для подставки радиоузла и покрыли их лаком. Радиоузел получился симпатичным и, главное, компактным, так что на столах в радиорубке высвободилось много дефицитного места.
Осенью 1957 года мы протягивали провода в каждый класс и закрепляли на стене динамики. Чтобы можно было сразу проверить работоспособность проводки, включили трансляцию радиопередачи. Я до сих пор помню то ошеломляющее впечатление, когда, стоя на стремянке, подсоединив провода к динамику в очередном классе, услышал сообщение Левитана о запуске в СССР первого искусственного спутника Земли. Было ощущение какой-то фантастичности события и невероятной гордости за свою страну! Даже сообщение о полёте Юрия Гагарина в апреле 1961 года не смогло затмить тот неповторимый подъём чувств.
Телефонные реле радиоузла при одном их положении позволяли использовать динамики в классе для трансляции, а при другом — как микрофон, так что директор школы мог проконтролировать обстановку на уроках в любом классе, не выходя из радиорубки.
Наш радиоузел школа выдвинула на очередную областную выставку научно-технического творчества учащихся, и он получил, как мне помнится, первое место.
В радиокружок школы из областного клуба ДОСААФ передали несколько комплектов ультракоротковолновых радиостанций А7А, списанных из армии, для переделки на любительский диапазон. Нам было очень интересно повозиться с рациями, возможно, применявшимися в боевых действиях Великой Отечественной войны.
Помню, как кружковцы пытались своими силами изготовить сварочный трансформатор для школьной мастерской. Мы нарубили из листа тонкослойного железа множество пластин в виде бубликов для сердечника трансформатора, насадили пластины на стальные штыри, но потом по разным причинам дело как-то застопорилось и заглохло.


«Спорт»
Наш девятый класс впору было называть «9-м спортивным». Некоторые ребята ходили в секции спортивного общества «Локомотив», часть занималась в различных школьных секциях. Я пробовал себя в различных видах спорта, и, благодаря хорошим физическим данным, быстро показал неплохие результаты в лёгкой атлетике и беге на коньках. Но буквально все ребята с удовольствием играли в футбол на школьном стадионе. Даже Саша Малюгин пару раз сыграл с нами, стоя на воротах.
У нас капитаном команды был Витя Горячев, он занимался в футбольной секции на стадионе «Локомотив», и на игру всегда приходил в бутсах и спортивной форме. В 92-м классе капитаном был Саша Перепелица — физически очень крепкий паренёк. Иногда команды наших классов объединялись против команды десятиклассников, за которых играл Толя Мандрыгин, парень медвежьей силы. Мы всегда требовали, чтобы Толя играл босиком, но даже в этом случае его удары мячом по воротам были пушечной силы.
В 2013 году я от выпускника нашей школы Геннадия Рысева узнал, что Толя, окончив школу милиции, отслужил в органах охраны правопорядка и ушел в положенный срок на пенсию в чине майора.
Но вернёмся в 1958 год. Наше увлечение футболом было столь велико, что даже при отмене занятий в школе по случаю тридцатиградусных морозов мы с «боем» брали в школе мяч и шли на стадион играть в футбол.
Вспоминаются соревнования по шахматам, когда в школьном коридоре выставлялись столы с шахматными часами и команды девочек и ребят из разных классов сражались за честь своего класса. От ребят нашего класса выступали Витя Горячев, Саша Малюгин и я. От девочек выступали Тамара Варюшкина, Мира Копытина и кто-то ещё. Витя Горячев уже тогда играл на уровне перворазрядника, он не раз участвовал в областных соревнованиях, так что победа на первой доске всегда была за нашим классом.
В школе были сильные легкоатлеты, Олег (фамилию запамятовал) имел результат в тройном прыжке 15.25 м, а Володя Трофимов бегал стометровку за 11.2 с. Они даже ездили на всесоюзные соревнования. На каких-то соревнованиях, проходивших на стадионе «Локомотив», Володя предложил мне перед забегом на 100 м свои личные шиповки взамен моих тапочек. Это помогло мне сбросить с результата несколько десятых секунды.
По инициативе учителя ВДП Кудрина Алексея Васильевича на юго-восточной стороне школьного стадиона был оборудован тир для стрельбы из пневматической винтовки, где и проводились школьные соревнования по стрельбе.
Так сложились обстоятельства, что Н.Ф.Бузникин ушел из школы. Мы узнали об этом, когда вместо него проводить урок физкультуры пришел новый для нас учитель — Г.Е.Обложко. Это был человек с округлыми чертами лица и тихим елейным голосом — полная противоположность нашему прежнему боевому командиру. В знак недовольства и протеста мы демонстративно пришли в зал на занятие физкультурой без спортивной формы, а Вася Москвичёв даже вышел на разминку в солдатских кальсонах с завязками, чем вызвал перешептывание и хихиканье наших девчонок. На вопрос Г.Е. Вася спокойно сказал, что его спортивная форма находится в стирке, а по поводу разношёрстной одежды остальных ребят Г.Е. даже не задавал вопросов.
Мы быстро нащупали слабое место Г.Е., — он любил делиться впечатлениями о своей прежней работе на Дальнем Востоке старателем в бригаде по добыче золота, — и беззастенчиво пользовались этим, превращая уроки физкультуры в монолог его воспоминаний.
— Золотишечко ты моё! — всплескивая короткими ручками, своим елейным голосом увлечённо причитал Г.Е., и время урока как-то незаметно быстро утекало.
В скором времени Г.Е. был отстранён от занятий.
«ВРД»
В девятом классе ребята факультативно изучали токарное дело, и весь год раз в неделю мы ходили на производственную практику в вагоноремонтное депо. Там нас научили простым операциям по обработке заготовок на видавших виды токарных станках ДиП-200 (Догнать и Перегнать (Америку)), и по результатам экзамена выдали свидетельства о присвоении профессии токаря с квалификацией III разряда.
Такие свидетельства об освоении профессии токаря мы получили в 1958 г.
Для решения транспортных проблем в школе была лошадь и, естественно, конюшня. Летом вплотную с конюшней на школьном дворе возвели пристрой — гараж для грузового автомобиля. М.С. добился, чтобы наши шефы передали школе старенькую, но ещё на ходу, зелёную, с деревянной кабиной, трёхтонку ЗиС-5.
Выпуск 1958 года.  Сидят слева направо учителя: Шушина В.И., Каухова Т.А., Бессонова Е.М., Афанасьева Р.И., Родяшин М.С., Старостин АС., Бузникин Н.Ф.
Летом 1958 года в школе была проведена ещё одна большая работа. Дело в том, что в проекте при строительстве школы не был предусмотрен спортивный зал. Актовый зал на втором этаже был, он же использовался и как спортивный, и совмещение этих функций в одном помещении было весьма неудобным. На педсовете было решено объединить помещения двух соседних классов на первом этаже, а, чтобы получившийся таким образом спортзал имел необходимую высоту, заглубить его пол на несколько десятков сантиметров.
Так что в десятом классе мы зимой занимались физкультурой уже в новом спортзале.
Ещё один выпуск 1958 года
Из этого класса мне помнится только умница Федя Галь, имевший не по годам зрелые суждения о жизни, и независимый в своих взглядах Лёша Самойленко.

1958 — 1959 уч. год
К учителям, которые работали с нами в девятом классе, добавились:
1. Зверовской Михаил Иванович — учитель физики и астрономии, спокойный, невозмутимый мужчина;
2. Родин Александр Яковлевич — учитель черчения, суховатый, требовательный педагог;
3. Алентьев Павел Алексеевич — учитель автодела, довольно демократичный преподаватель;
4. Кудрин Алексей Васильевич — учитель военно-допризывной подготовки, щеголеватый отставник, всегда ходивший в полувоенной форме в начищенных до блеска сапогах;
5. Л.Е.Соловьев — учитель физвоспитания, бывший по возрасту немногим старше нас.

Вот наш 10/1–й класс:
1. Кишинков Сергей 2. Жилкин Александр 3. Варюшкина Тамара 4. Калинин Валентин
5. Малюгин Александр 6. Маршева Галина 7. Ерофеева Вера 8.Брачун Вера 9. Истранина Раиса 10. Баранова Антонина 11. Пахомова Галина 12. Мацияшко Елена
13. Горлач Виктор 14. Юдаков Василий 15. Хомягина Лариса 16. Лойко Лариса
17. Старостин Анатолий Сергеевич 18. Тарасова Вера 19. Стороженко Тамара
20. Бессонов Александр 21. Красноголовая Галина 22. Голубева Лидия 23. Копытина Марианна 24. Помозова Лидия 25. Горячев Виктор
«Автодело»

Так как в нашей школе в выпускном классе преподавали автодело, М.С. для практических занятий школьников где-то раздобыл списанные автомобили: полуторку ГАЗ-АА и потрёпанный грузовичок ГАЗ-51.
Под руководством щкольного водителя мы за осень 1958 и зиму 1959 года попытались восстановить эти автомобили. С полуторкой ничего не получилось, так как запчастей к этой машине уже в то время нигде не было. А с ГАЗ-51 дело потихоньку продвигалось вперёд. За зиму мы перебрали его двигатель, заменив те детали, которые удалось раздобыть, промыв и очистив остальные.
Наконец, мы собрали, установили двигатель на место и попытались его завести. Но, ни стартёром, ни рукояткой сделать этого нам не удалось — трение в деталях было слишком велико. Тогда водитель решил попробовать завести двигатель ГАЗ-51 с буксира. Он предложил Серёже Кишинкову сесть за руль ЗиС-5, меня усадил за руль ГАЗ-51, и мы начали описывать круги по школьному двору. Потом, мы с Серёжей поменялись местами, и, наконец, двигатель всё же заработал. Какое это было счастье!
Весной 1959 года на этом грузовичке мы тренировались в практической езде, готовясь к сдаче экзаменов на права водителя III класса. Но эти экзамены по срокам совпадали с выпускными, и я решил сосредоточиться на выпускных, так как имел шанс получить золотую медаль, да и строгую медкомиссию я вряд бы прошёл по зрению, так как у меня была близорукость выше допустимых пределов. А Серёжа Кишинков всё же сдал водительский экзамен и получил заветные права. Мы тихо завидовали ему.
Полуторка ГАЗ-АА на школьном дворе.  Справа — завхоз школы Волков
В этом году в школе появился новый директор — Семахин Валентин Сергеевич.
«Дорожная спартакиада»
Ежегодно в Омске проводилась дорожная спартакиада школьников Омской железной дороги. Сборные команды железнодорожных школ Ишима, Петропавловска, Омска, Барабинска и Славгорода собирались, чтобы помериться силами.
По результатам соревнований по легкой атлетике меня включили в сборную команду от Петропавловска на эту спартакиаду.




Маленькая проблема была в том, что выпускной вечер в школе был назначен на 22 июня, поэтому, прогуляв с друзьями всю ночь, я в шесть утра 23 июня сел на поезд, подремал на полке четыре часа и едва-едва успел на открытие парада участников спартакиады.
Сама спартакиада была довольно красочной, многолюдной и шумной. Я участвовал в беге на 100 м, прыжках в высоту и метании диска. Все соревнования по легкой атлетике проходили в один солнечный, жаркий день и шли практически друг за другом. 24 июня во второй половине дня наша команда погрузилась в поезд, и вечером этого же дня мы были дома в Петропавловске.
25 июня 1959 года я, наконец, получил на руки свой аттестат зрелости, и школьная жизнь осталась позади.
В 1960 году приказом Петропавловского областного отдела народного образования средняя школа № 44 была переименована в среднюю школу № 31.
Черновик проекта приказа о выдаче аттестатов зрелости я сохранил на память.


Такой аттестат зрелости я получил по окончании средней школы в 1959 году.
1985 год

В 1985 году в 31-й школе в честь её 49-летия состоялась встреча учителей, в разные годы работавших в школе. Было решено не ждать круглой даты в 50 лет из-за опасений (и не без оснований), что за год ожидания ряды участников могут поредеть.
На этой фотографии я узнал Зверовского М.И., Коротаеву А.А., Шушину В.И., Вдовину Е.Н., Афанасьеву Т.И., Сухареву А.К., Бенюх М.И., Бессонову Е.М., Родина А.Я., Бенюх З.В.
Афанасьева Т.И. на встрече учителей в школе № 31. 1985 г.
Афанасьева Т.И. и Коротаева А.А. на встрече учителей в школе № 31. 1985 г.
Воспоминаниями поделился выпускник школы 1959 года Бессонов А.А.

5 комментариев

avatar
Чрезвычайно интересно! Я учился в 30-й шк. с 61-го (7-й класс) по 65-й год (11-й класс). Те же педагоги. Завучем была Евдокия Матвеевна, историчка — Зоя Михайловна, черчение — Родин, по химии — Бенюх. У меня сохранились все учебные чертежи с 7-го класса, проверенные Родиным. Запомнился эпизод, связанный с завучем. У нас был на год старше меня одинадацтиклассник Саша Солянкин — серьёзный музыкант, играл на фортепьяно. Собрал из учащихся джаз-банд: фортепьяно, труба, скрипка, конрабас (балалайка) и ещё, не помню что. Саша расписал всем инструментам партитуру и начали репетировать. Сыграли на школьном вечере две джазовых композиции, получилось здорово! Я услышал благожелательный отзыв Евдокии Матвеевны:«Свежо, свежо..» По тем временам можно было за такую музыку в школе получить педагогу и выговор. На городской смотр художественной самодеятельности этот номер не пошёл. «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!»
avatar
Отличный материал, с удовольствием прочитал!
  • IGOR
  • +1
avatar
Ещё вспомнил… В одиннадцатом классе у нас в 30-й школе появился, упоминавшийся здесь, новый учитель математики Старостин Анатолий Сергеевич. У меня сохранилась книжка «По следам Пифагора» с его дарственной надписью: «За успешное участие в школьной и городской математических олимпиадах. Март 1965. А.С. Старостин.»
Да, упоминавшийся Вильмсен Иван Петрович кроме английского преподавал в 30-й шк. пение, играл на аккордеоне и заведовал всей музыкальной частью: готовил хор и руководил оркестром народных инструментов.
В 63-м или 64-м году почему-то старшие классы были переведены из 31-й шк. в 30-ю.
avatar
avatar
Очень интересные воспоминания. А я помню, что в конце 70-х годов Т.И.Афанасьева, А.С.Старостин и А.А.Коротаева преподавали в 11 школе.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.