Кругосветное путешествие петроградских детей в 1918-20 гг.

Весной 1918 года Петроград был поражен голодом и болезнями, и больше всего в создавшейся ситуации страдали дети. В мае Петроградская областная организация Союза Городов, к тому времени уже формально распущенная большевиками, сумела организовать отправку детей на лето из города в более благополучные районы России в составе так называемых детских питательных колоний.

фото 1
Однако в охваченной хаосом гражданской войны стране благое начинание вышло боком. Две колонии (почти тысяча детей в возрасте от 3 до 16 лет) в окрестностях Челябинска и Екатеринбурга в результате начавшегося «чехословацого мятежа» и продвижения линии фронта на запад оказались в зоне военных действий.

фото 2
К осени 1918 года дети, размещенные в разных населенных пунктах, оказались без продовольствия и теплой одежды. Путь обратно в Петроград был отрезан из-за боевых действий.

фото 3
О судьбе петроградских детей и отчаявшихся воспитателей узнали сотрудники Американского Красного Креста, находившиеся во Владивостоке. Американцы не только наладили доставку «колонистам» (как тогда называли детей) продовольствия и теплой одежды, но даже организовали школьные занятия, обеспечив учебниками и тетрадями.

фото 4
Весной 1918 года под эгидой Американского Красного Креста детей обеих колоний на нескольких железнодорожных составах отправили во Владивосток, подальше от линии фронта. Там они провели почти целый год в составе единой Петроградской колонии под опекой Красного Креста, который полностью финансировал их содержание, обучение и лечение. Возглавил колонию полковник Райли Аллен.

фото 5
Весной 1920 года во Владивосток вошла японская армия, и Райли Аллен получил указания свернуть деятельность Американского Красного Креста и покинуть территорию России. Однако Аллен не мог бросить детей на произвол судьбы. Сначала он пытался отправить их в Петроград поездом, но это оказалось невозможно. Тогда под его личную ответственность было принято решение оставить детей под опекой Красного Креста и отправить домой единственно возможным путем – через два океана.
Райли Аллен с петроградской девочкой на палубе парохода "Йомей-Мару". Фото 1920 года
фото 6
13 июля 1920 года судно отправилось в путь, и в течение следующих двух месяцев корабль был плавучим домом для петроградских детей. Их тепло принимали в США, но когда возникла идея не отправлять детей в большевистскую Россию, а оставить в Америке или во Франции, сами дети этому воспротивились. Осенью 1920 года они прибыли в Финляндию, где провели несколько месяцев до отправки на родину в санатории Халила (в настоящее время Сосновый Бор, Ленинградская область).[1,2]

фото 7
P.S. Воспоминания о Петропавловском этапе.
«Петропавловск
Василеостровскую и Петроградскую группы в числе других колонистов-школьников повезли в город Петропавловск. Первое, что нас удивило по прибытии, было то, что в городе ещё ездили на верблюдах, а тяжести возили на волах.
Петропавловск 1918 года — небольшой город с преимущественно одноэтажными домами, собором на центральной площади, электрическим освещением на улицах, но без водопровода. Воду привозили на лошадях в бочках. В городе были театр и цирк.
Василеостровскую группу поместили в доме мусульманского комитета, недалеко от мечети. Им отвели три комнаты и подсобные помещения. Одну из комнат заняла Христина Фёдоровна. В большой комнате иногда устраивали вечера, в которых обязательно участвовал хор девочек, организованный Марией Михайловной. В группе было 24 человека, в её состав входили: Маруся Шульга, Нина Никонова, Елена Карташёва, Маня Эйзенберг, Лозка Шульга, Таня Альбрехт, Линя Березина, Соня Разумова, Оля Высоцкая, Зельма и Вера Ламстерг, Настя Альбрехт, Вера Березина, Меля Голуб, Оля Эйзенберг, Нина и Лиля Нивинские, Лиля Данеч, Валя Высоцкая, Вера Разумова, Люда Ковалевская, Аня, Ксения, и Маруся Горячевы. Группа жила дружно, учиться ходили в гимназию.
Петроградскую группу, дополненную девочками в начальную школу недалеко от рынка. Затем уже сменную нашу группу перевели в помещение гимназии, находившееся на углу Караванной и Почтамской. Группу по-прежнему возглавляла Анна Александровна Зыкова Мы занимали в первом этаже гимназии вестибюль, две смежные с ним комнаты, кухню и кладовку. Освещение было керосиновое. Кухня сначала не была оборудована, и мы несколько дней обедали в столовой у чехов.
Для воспитателя отделили от угловой комнаты перегородкой, не доходящей до потолка, закуток. Там поместили топчан, стол, составленный из ящиков, и пару венских стульев.
В группе было 25 человек: Катя и Ксеня Амелины, Катя Зубкова, Надя Калинина, Нина Рункевич, Аня Сужан, Женя и Нелли Сток, Женя и Люся Спандико-вы, Аня Королькова, Маруся Сорокина, Маруся Диве-ева, Женя Лихтенштейн, Тося Шелковая, Маруся Голикова, Агния Минеева, Вера Власова, Лиля Петрова, Кама Ярошевич, Маруся Кинц, Оля Каменская, Лида Демлер, Рая Гинзбург, Лёля Васильева. В каждой из трёх комнат помещались девочки из одного класса.
Столовой и комнатой для занятий служила проходная комната (вестибюль), где были поставлены две скамьи и дощатый неокрашенный длинный стол на козлах, впритык к топчанам девочек.
Через некоторое время после приезда нас определили учиться в гимназию. Тёплой одежды у девочек не было, и мы передавали друг другу подходящее платье для посещения занятий. Это было возможно, так как учились мы в две смены на втором этаже здания, в котором жили, и еще потому, что жили дружной семьёй. Если кому-либо хотелось поговорить пол душам, то для этого обычно уединялись в кладовку. Это была узкая комната без окна, где хранились наши немудрёные вещи. Чаще всего ею пользовались Катя Зубкова, Надя Калинина и Кама Ярошевич. Как-то само собой получалось, что в разговорах отсутствовала грубость, при общении появлялся взаимный такт. У нас не было ссор. Истина доказывалась в спорах, иногда жарких. Конечно, каждый из нас обладал своим характером, привычками, ведь мы воспитывались в разных семьях. Но нас неосознанно объединяла, по-видимому, общая беда — оторванность от родителей и общая цель — организованно вернуться домой. В гимназии учителя относились к колонистам участливо, и все мы старательно учились, чтобы не пропал учебный год. Учиться было легко, так как учебная программа в Петропавловске была несколько слабее, чем в Петрограде.» [3]

фото 8

«Зима в Петропавловске

«….Наступали морозы, а у нас не было зимней одежды. Городские власти, местная общественность и чехи оказывали нам посильную помощь. Но в городе было несколько групп и им было уже трудно обеспечивать колонистов.
В этот период из Омска были направлены на Урал два представителя АКК — Диджорджа и Мэдаксон для ознакомления с положением детских колоний. Вернувшись, они обрисовали бедственное положение детей. В ноябре — декабре 1918 года было принято решение взять колонистов на обеспечение АКК. Нас посетили представители Американского Красного Креста, мужчина и женщина, внешне очень доброжелательные. Позже мы узнали, что это были супруги Сван. Они ознакомились с положением колонистов и вскоре оказали существенную помощь, снабдив нас одеждой….» [3]
В колонии создалось тяжёлое положение. Воспитательница Х.Ф. Воскресенская предложила отправить колонистов с кружками по городу собирать подаяние. Одна из девочек Василеостровского района вспоминает, как она, Ксения Горячева, вместе с другими колонистками ходила с кружками на шее в старую часть города, населённую татарами. Последние не могли оказывать желаемую помощь, и девочки возвращались домой неудовлетворённые, усталые физически и морально. Убедившись в бесплодности такого добывания средств, Христина Фёдоровна устроила свою группу работать в швейную мастерскую, изготовлявшую ватные куртки и брюки для фронта. Но и там из-за неопытности девочки больше ломали иголки, чем зарабатывали деньги.
Воспитательница из Петроградской группы, Анна Александровна, возражала против сбора подаяний. Но нашей группе всё же дали соответствующие кружки. Помнится, как с навешанными на шею кружками направились Аня Сужан с подружкой в юрты казахов, а мы с Марусей Дивеевой — на окраину города. Очень трудно заставить себя постучать в окно, но мы это сделали и сразу убежали. Было очень стыдно и унизительно. Наша группа решила заработать необходимые деньги иначе, используя художественную самодеятельность своих членов. С разрешения Анны Александровны была выделена инициативная группа для переговоров с артистами городского театра о возможности совместной постановки спектакля. Конечно, это было сделано при содействии общественности и с разрешения администрации города. Начались переговоры.
После рождественских дней жизнь в колонии вошла в свою колею. К тому времени наши переговоры с городским театром закончились успешно. Артисты театра доброжелательно согласились на совместную постановку спектакля с нашей группой. В рабочем порядке была намечена программа, выделены участники. Мужские роли играли артисты театра, женские роли и дивертисмент обеспечивали исполнители нашей группы. Спектакль должен был состояться 2(15) января 1919 года. Ниже привожу программу спектакля. [3]

Городской театр
Программа
В среду 2 (15) января 1919 года
В пользу колониии бъженцевъ из Петрограда
Поставлено будетъ при участии беженокъ колонистокъ
1. Сосредоточилась. Ком. вь I д. Волховского Действ, лица
Хвойницкая… М. Дивъева
Петръ Ивановичъ, ея сынъ… В. Абросимовъ
Атта, ея дочь… М. Голикова
Березовъ,… В. Кулыхинъ-Варежскш
Слуга ..............................................X X X
2. Дорогой пощьлуй. Ком. въ I д. Чинарова Действ, лица
Уточкинъ… Б. Сибиряковъ
Мария Петровна, его жена… Н. Рункевичъ
Бирюлькинъ… М. Мухинскiй
Марья… Кс. Амелина
3. Дивертисменть
Пение..............................................X X X
Декламащя… Р. Гинзбургь
Соло на рояль… Р. Леонтовъ
Балеть… Н. Стокъ
Танцы… А. Сужан, Кс. Амелина
После спектакля танцы, летучая почта, конфетти.
В фойэ буфетъ.
Режиссёр Н.В. Сарматовь

Подготовка к спектаклю шла напряжённо, особенно для неопытных колонисток-исполнительниц. Репетиции шли ежедневно. Артисты театра по-доброму, хорошо помогали девочкам. Вся группа активно участвовала в организации этого мероприятия. Для распространения билетов девочки ходили по домам. Горожане знали, что спектакль идёт с благотворительной целью, и раскупили все билеты, гостеприимно встречая колонисток, щедро угощая их сибирскими пельменями.
Мы все очень волновались, беспокоились за исход спектакля. Наконец настал долгожданный день. Мы с Лидой Демлер пошли в театр очень рано, часа в три. Но не успели мы раздеться, как пришла Валя Дивеева и потащила нас за необходимыми для моей роли чулками к одной из воспитательниц. Часов в шесть артисты и мы начали одеваться и гримироваться. Спектакль, по отзывам, прошёл хорошо. На аплодисменты молодые неопытные артисты смущённо раскланивались. С благотворительной целью в пользу колонии горожане после спектакля устроили лотерею и богатый буфет. Танцы и игры продолжались далеко за полночь. [3]

фото 9

Воспоминания — Нина Рункевич. ОСЕНЬ, ЗИМА И ВЕСНА В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ 1918-1919 гг./I колония, прожившая лето 1918 г. в Миассе, с конца августа 1918 г. в Тургояке/

Большая подборка литературы по теме доступа по ссылке

Иточники:
1. Кругосветное путешествие вокруг света в 919 дней: [Электронный ресурс]., 2006-2014. URL: colonia.spb.ru/(Дата обращения: 19.11.2015).
2. Газета «Русский Дом»: [Электронный ресурс]. Atlanta, (GA), 2015. URL:http://russiahousenews.info/(Дата обращения: 19.11.2015).
3. Амелина К. Воспоминания Ксении Амелиной, жительницы выборгского района. СПб., «ВМедА», 2004.
фото с сайта colonia.spb.ru/

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.