Первые впечатления и шаги миссионера

Ниже выдержки из источника [1], приводится отчет о 2-ой миссионерской поездки автора в г. Петропавловск.
«14 октября минувшего 1907 года в центре гор. Омска заложен краеугольный камень баптизма для всей Сибири. На торжественном молитвенном собрании, состоявшемся того же числа в присутствии городских и уездных баптистов, при стечении многолюдной посторонней публики, приглашенной чрез особые объявления и брошюры, главарь местных баптистов — Мазаев гордо заявил, что отныне они стали твердою ногою на берегу Иртыша и, подобно Ермаку, начали вторичное покорение Сибири, только в религиозном отношении. Справедливость этого заявления вне всякого сомнения. В то время как съезд духовенства Омской епархии решал вопрос о том, быть или не быть специальной миссии, Мазаев выстроил в одно лето громадное каменное здание для молитвенных собраний баптистов. Этим баптизм фактически обнаружил свою мощь, жизнеспособность и готовность вести решительную борьбу против Православной Церкви, подчеркнув в тоже время инертность духовенства.

Баптизм, бесспорно, должен считаться одним из самых серьезных врагов Православия в пределах Омской епархии. При своей крепкой организации, тесной сплоченности и значительных материальных средствах, он ведет широкую и успешную пропаганду среди населения, тогда как молоканство, недавно обнаружившееся хлыстовство (Долгосрочинский хутор) и другие мелкие секты почти ничем не заявляют о своем существовании. Баптисты-проповедники разъезжают по самым отдаленным и глухим деревням Омской епархии, пропагандируют свое лжеучение, наводняя города и села массою брошюр. В одном Петропавловске благочинным о. Андреем Лавровым отобрано у школьников около трехсот листков с изложением вероучения баптизма. Брошюры с таким же содержанием, в большом количестве, встречаются на почтовых и земских квартирах. Наше братство, занятое постройкою храма, не располагает достаточными средствами на приобретение брошюр, в качестве серьезного противодействия баптистской пропаганде. Само положение вещей говорит о необходимости такой меры. Баптизм пользуется всякими средствами, а литературной пропагандой особенно; он растет, развивается и, действительно, твердо стал на Иртыше.......»
"… Вторая миссионерская поездка была для меня полною неожиданностью. В тихий и мирный Петропавловск нежданно-негаданно нагрянули Мазаев (поместье его находится в 60 вер. от Петропавловска) и приглашенный им на торжество открытия омского молитвенного дома — Одинцов. Откупив с разрешения полицеймейстера пожарное депо для молитвенного собрания, Мазаев расклеил на всех видных местах города афиши о имеющемся быть молитвенном собрании христиан-баптистов 4 ноября, если не ошибаюсь. Самое собрание, по словам бывших на нем православных, было обставлено большою помпою: пел привезенный из Омска Мазаевым хор, говорились речи Одинцовым, видным, увлекательным оратором; между православной публикой рассажены были баптисты, нарочно приехавшие на это собрание из других мест. Последние за молитвой от сердца должны были криками и притворными слезами фактически убедить православных в присутствии благодати среди баптистов. Сознаемся, что план был рассчитан Мазаевым верно. Но затраченные средства, на первое время, не оправдали надежд второго Ермака Сибири. Речи об оправдании одною только верою и ненужности церковных таинств, слезы баптистов и их иступленные крики навели на православных какой-то туман, точно зельем напоили, от которого у православных после долго болела голова. Однако сильного впечатления собрание баптистов на православных не произвело [кстати сказать, собрание это было незаконно, так как публичные проповеди, речи и сочинения с целью совращения православных в секту воспрещены 90 ст. нового уложения о вероисповедной свободе]; их привлекла главным образом новизна. Многие посмотрели на это, как на один из видов развлечения, которыми Петропавловск не особенно богат. На вечернем собрании того же числа со стороны православных выступил о. Масленников, прося разъяснить некоторые недоразумения, вызванные речами Мазаева и Одинцова. Мазаев от беседы уклонился, как уклонился он от беседы со мною в Омске, несмотря на то, что я предлагал ему самому выбрать предмет и назначить время. Это обычная тактика Мазаева.

Петропавловское духовенство, мало подготовленное к противосектантской борьбе, встревожилось, и благочинный о. Андрей Лавров немедленно послал телеграмму Его Преосвященству, прося его выслать епархиального миссионера. К сожалению, я в это время был еще в Донском и не мог тут же выехать в Петропавловск. Прибыл я туда 10-го ноября, когда Мазаев и Одинцов уже покинули город, обещая еще раз побывать в нем в недалеком будущем. Кое-какое впечатление у православных от речей Мазаева и Одинцова осталось. Немалый соблазн среди жителей Петропавловска производили брошюры, щедро розданные Мазаевым. Ими наводнен был весь город. Для ослабления произведенного баптистами впечатления я, с согласия духовенства, решил провести публичную беседу с одними православными о крещении младенцев, так как этот вопрос особенно интересовал всех.

В два часа дня 11-го ноября зал городской публичной библиотеки, любезно предоставленный в наше распоряжение городским головою В. И. Черемисиновым, наполнился слушателями. Послушать слово Божие собралось около 400 человек. Такое стечение публики наглядно свидетельствует о том, как близка и дорога сердцу православного простого народа его святая вера со всеми ее обрядами и таинствами, как жаждет он религиозного знания и нравоучения. Беседа с начала до конца была прослушана с напряженным вниманием, от стариков до малых детей. На этой беседе я убедился, что молитвенное собрание баптистов произвело на православных неприятное впечатление и несколько даже озлобило их. Не ошибся ли Мазаев, рассчитывая в жителях Петропавловска найти удобную почву для посева плевелов баптизма? Дай Бог, чтобы это было так!

Непосредственно после беседы, по просьбе духовенства, было приступлено к выработке мер для борьбы с сектантством, если оно сверх ожидания привьется в Петропавловске. Решено было: 1) обратить серьезное внимание на устное, живое проповедание слова Божия с церковной кафедры и, если возможно, устраивать внебогослужебные чтения и беседы с религиозно-нравственным содержанием. Эту меру в борьбе с развивающимся сектантством нужно считать одною из наиболее важных и существенных. Баптизм тем и силен, что живое общедоступное слово его пропагандистов производит на простой народ сильное, а временами неотразимое впечатление. Следовательно, и нам нужно бороться тем же оружием.

Во-вторых, позаботиться о внятном, отчетливом церковном чтении и благопристойном пении, так как и в этом отношении у нас есть много существенных недочетов. Крестьянин дер. Оболонь Крупянского прихода, Данила Васильевич Корж, как на главную причину своего уклонения из православия ссылался именно на неразборчивое чтение псаломщика. «Что ходить в храм? Все равно ничего не разберешь и не поймешь, только согрешишь». Заявление это справедливо. Многие выражения и обороты славянского языка совершенно непонятны для простого народа. А при торопливом, неумелом чтении вместо трогательных молитв и псалмов получается какое-то бессмысленное бормотание. Поэтому чтец должен раздельно произносить каждое слово, а священник объяснять все труднопонимаемые места или с церковной кафедры, или за внебогослужебной беседой. Только при соблюдении этих условий простой народ будет сознательно участвовать в богослужении, а не механически класть поклоны и осенять себя крестным знамением, как это, в большинстве случаев, происходит теперь в сельских приходах.

Возвращаюсь к Петропавловску. В качестве третьей меры, решено было устроить миссионерский кружок из членов городского причта и прихожан. Крайне необходимо было раздать православным противосектантские брошюры.

Помимо публичной беседы мною было произнесено два поучения: одно в кладбищенской церкви 11-го ноября о молитве за умерших; другое в соборе 14-го о правильном толковании слова Божия. Считаю долгом своим отметить отзывчивость петропавловского духовенства, его готовность стать «на стражу» православной веры и Церкви от пропаганды сектантства. Я уверен, что при вторичном визите Мазаев встретит решительный и дружный отпор со стороны тесно сплоченного между собою духовенства......"

Источник:
1. Д. А. Несмеянов, омский епархиальный противосектантский и противораскольнический миссионер. Первые впечатления и шаги миссионера // Омские епархиальные ведомости, 1908, № 3.
  • avatar
  • Количество просмотров топика 1640

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.