40-й ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН БРОНЕПОЕЗДОВ

Формирование дивизиона началось в декабре 1941 года в Омске, матчасть – бронепоезда № 1 «Североказахстанец» (бронепаровоз Ов № 3871, бронеплощадки № 928, 929, 930, 931, броня не каленая, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 года, 5 пулеметов ДТ) и № 2 «Киров» (вооружение каждой бронеплощадки 76-мм танковая пушка КТ-28, 4 пулемета ДТ) поступила в апреле 1942 года (оба типа ОБ-3). Составы строились в паровозном депо станции Петропавловск (бронепоезд «Североказахстанец») и в г. Омск (бронепоезд «Киров»).
3 июня 1942 года дивизион убыл в Москву, куда прибыл 25 июня. Доукомплектовавшись (в частности, были получены площадки ПВО завода «Стальмост»), 15 июля 1942 года по приказу начальника ГАБТУ КА Я. Федоренко, дивизион убыл из Москвы в Сталинград, но 20 июля был задержан на станции Зорька.
26 августа 1942 года бронепоезда принимали участие в отражении атаки немецких самолетов на станцию Турово Сталинградской железной дороги.
Поступив в распоряжение штаба 4-й танковой армии, дивизион выдвинулся на участок Иловля — Команино. 30 августа бронепоезда поддерживали наступление 39-й гвардейской стрелковой дивизии, произведя два огневых налета по разъезду 561 и высоте 133 и уничтожив при этом две артбатареи противника.
В ночь на 1 сентября «Североказахстанец» и «Киров» произвели огневой налет по немецким позициям в районе станции Котлубань, а на следующий день «Киров» поддерживал части 298-й стрелковой дивизии. Воспользовавшись огнем бронепоездов, наша пехота продвинулась вперед и захватила 18 легких танков противника.
5 сентября 40-й дивизион действовал в интересах 298 и 39-й гвардейской стрелковой дивизий. Ответным артогнем противника был разбит путь, при этом контрольные платформы бепо «Киров» сошли с рельс. Однако ремонтная бригада дивизиона восстановила путь и подняла платформы на рельсы. В этот день бепо № 2 «Киров» сбил самолет противника, рассеял и частично уничтожил колонну автомашин с пехотой.
6 сентября 1942 года дивизион убыл для промывки паровозов и ремонта в Балашов, а оттуда был передислоцирован в Саратов. 27 ноября 1942 года 40-й дивизион бронепоездов убыл на участок Иловля — Качалинская, но 12 декабря задержан на станции Зеленовская до особого распоряжения. Находясь на этой станции дивизион поступил в распоряжение штаба Центрального фронта.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № 1 «Североказахстанец» — № 676, а № 2 «Киров» — № 685.
29 апреля 1943 года бепо № 676 убыл для перевооружения на паровозоремонтный завод в Ярославль.
К 25 мая 1943 года дивизион передислоцировался на станцию Лев Толстой, а к 10 июня — на станции Мармыжи. Здесь 40-й ОДБП находился в резерве Центрального фронта до 25 сентября, выполняя задачу по прикрытию станции от атак с воздуха. За это время бронепоезда (бепо № 676 прибыл с перевооружения 13 июля) отбили несколько налетов немецкой авиации.
25 сентября 40-й дивизион передали в состав 60-й армии и бепо убыли по маршруту Курск-Шерскино-Бахмач (20 октября)- Конотоп (23 октября), и к 8 ноября 1943 года прибыл в Брянск.
19 января 1944 года 40-й ОДБП включили в состав 61-й армии и перебросили из Брянска с начала в Белынковичи, а к 9 марта — на станцию Калиниковичи. Здесь с 16 по 18 марта бепо № 676 поддерживал огнем наступление частей 397-й стрелковой дивизии, которая прорвала оборону противника и продвинулись вперед. Вслед за наступающими частями дивизион к 21 марта передислоцировался в Сарны.
7-8 апреля бронепоезд № 676 сопровождал командующего 1-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза К. Рокоссовского в его поездке в войска.
Начиная с 9 и по 2 1 апреля бепо дивизиона выезжали для ведения огня по немецким позициям в интересах 397-й стрелковой дивизии в районе станции Горынь.
В мае личный состав дивизиона занимался работами по восстановлению железнодорожного участка Удруцк-Бухмиче. В начале операции «Багратион» — наступлении войск Красной Армии в Белоруссии — 40-й дивизион поддерживал действия наших частей в районе Столпин и Жечица.
Продвинувшись до станции Бяла, 40-й ОДБП остановился из-за разрушения железнодорожных путей. Здесь бронепоезда находились до 30 августа, а к 4 сентября передислоцировались в Ковель.
На основании распоряжения начальника штаба бронетанковых и механизированных войск 1-го Белорусского фронта дивизион перебросили с начала в Нежин, а к 15 сентября — в Москву. Здесь бронепоезд № 685 заменили на бепо № 602 (типа БП-43). На основании распоряжения начальника управления бронепоездов и бронемашин 25 сентября 1944 года дивизион убыл в состав войск 2-го Белорусского фронта и к 4 октября прибыл в Белосток, где поступил в распоряжение штаба 50-й армии.
В апреле 1945 года дивизион перебросили в Москву, откуда он убыл в состав войск Забайкальского фронта. На основании приказа командующего бронетанковыми и механизированными войсками Забайкало-Амурского военного округа № 41/001060 от 19 ноября 1945 года 40-й отдельный дивизион расформировали в период с 12 по 21 декабря. Матчасть передали в состав 2-го ОДБП.
Всего за время войны огнем бронепоездов дивизиона было уничтожено 3 артиллерийских и 7 минометных батарей, 13 пулеметных точек, 2 наблюдательных пункта, колонна в 80 автомашин противника, подавлен огонь четырех артбатарей и 16 пулеметных точек, отражены 3 крупных немецких атаки.
Дивизионом командовали: майор А. Лобанов (1942 — 1944 (?) год), старший лейтенант Губанов (1944 (?) — апрель 1945 года), подполковник С.И. Серавин (май – декабрь 1945 года).

Источники:
1. «Брянский край»:[Электронный ресурс]., 2012-2015. URL: www.kray32.ru/ (Дата обращения: 15.05.2015).
Оружие победы. Бронепоезда

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.