ДК "Машиностроителей"

ДК «Машиностроителей» открыт в 1980 г.

фото Denis
Содержал: большой концертный зал на 685 мест, малый зал на 225 мест, большой и малый танцевальные залы, библиотеку, более 20 комнат для кружковой работы.

На 1992 г -свыше 1000 детей и взрослых занимались в коллективах художественной самодеятельности.
Здесь начинали свою работу руководители дворцов, клубов и ведущих коллективов художественной самодеятельности города.

Фотографии ДК (июль 2014 г) от konsuslovссылка

Источники:
1. И.С. Белетченко, Т.М. Канаева и др. Северо-Казахстанская область: страницы летописи родного края. – Алматы: Казахстан, 1993.
– с. 226
  • avatar
  • Количество просмотров топика 2913

2 комментария

avatar
В конце 90-х ехал в одном купе с женщиной, которая рассказывала, что в ДК, в туалетах, была импортная сантехника и кафель...- все оторвали, включая кафель со стен… Директор завода строил дом (он же коттедж) рядом с городом … так от происходящего с заводом впал в сильную депрессию… дело жизни превратилось в ничто…
avatar
Наткнулся на статью в ЖЖ, размещена была в 2008 г. — MALINA_PALM.
Е. Назаренко «Разрушенный дворец культуры» (издательство не известно, год?) malina-palm.livejournal.com/3454.html
«РАЗРУШЕННЫЙ ДВОРЕЦ
Как приятно вспоминать наше советское детство, когда процветали целые дворцы культуры, куда дети стремились и готовы были проходить жесткий отбор, чтобы попасть в кружок по интересам. Сегодня у подростков есть дела поинтереснее – компьютерные клубы, подворотня, бары. А не потому ли, что нет былых дворцов? Вспомнить хотя бы один из крупнейших и красивейших — «Машиностроитель», подобного которому и по сей день нет в современном архитектурном и культурном облике Петропавловска.
В период расцвета машиностроения заводы в нашем городе располагали хорошими денежными средствами, что позволяло им строить жилые дома, спортивные стадионы, детские сады и дома культуры. Так, в начале 80-х Петропавловским заводом тяжелого машиностроения им. В. Ленина был открыт клуб на 800 мест, известный старожилам города как дворец культуры «Машиностроитель».
ДУШЕВНАЯ СТРОЙКА
Строили тогда на совесть. Работы, продлившиеся более 10 лет, потребовали много сил и финансов. И результат превзошёл все ожидания. Двухэтажный дворец площадью 2800 квадратных метров встречал гостей сказочными фонтанами с подсветкой. Искусная мозаика на фасаде здания – особая гордость заводчан. Её автором стал известный мастер из Свердловска.
Внутреннее убранство не в меньшей степени поражало своим великолепием, неповторимостью и оригинальностью. Горожане осматривались и охали от восхищения. Не только дети, но и взрослые будто оказывались в сказочном дворце. Здесь можно было любоваться каждым уголком, всё было продумано до мелочей. Настоящей жемчужиной был малый зал. Много усилий было вложено в сцену. Танцевальный зал был одним из лучших в Петропавловске. Бар, фойе, классы… перечислять достоинства можно бесконечно, и едва ли хватит одной газетной статьи.
Что неудивительно для тех времён, в отделке здания участвовали сами заводчане, они дежурили на стройке по графику. Завозили сюда из других городов ценные породы дерева (корейская береза, красное дерево) и другие дефицитные материалы.
-Горько и обидно, что дворца не стало, — сетует Фёдор Иващенко, который 2,5 года работал в отделочной бригаде прорабом, — мы много вложили в него и сил, и эмоций. Так старались, для своих же ребят-то делали! Тогда общественность гремела, все говорили о нашем объекте, в газетах очерки писали, хвалили. Дворец был гордостью завода и радостью для городских детей! Сегодня, это наша боль. И ведь ничего даже подобного до сих пор в городе нет. Ломать — не строить.
КУЛЬТУРА – НЕ БИЗНЕС
Не только заводчане, но и горожане, вспоминая прошлое великолепие дворца, с болью смотрят на то, что осталось от «Машиностроителя» и не понимают, как городские власти могли такое допустить…
Что же в действительности привело к упадку дома Культуры? Началось все с перестройки, которая в конечном итоге привела к остановке процветающих ранее заводов. Разумеется, что все свои строительные детища и в частности дворец культуры ПЗТМ больше содержать не мог.
Впрочем, культурная деятельность в «Машиностроителе» еще теплилась с середины 1997-го до конца 99-го, когда здесь располагалась областная филармония. В эти два с половиной года во дворце культуры проводились развлекательные мероприятия, действовали кружки и секции, арендовали помещения начинающие музыкальные группы – и это все же было лучше, чем ничего. Но как у нас часто бывает, организация не справилась с содержанием такого большого здания (культура, как известно, дело скорее затратное, нежели прибыльное) — накопился коммунальный долг. И как «филармонщики» не пытались исправить ситуацию и сохранить за собой столь удобное для них помещение, прося материальной поддержки у кого только можно, все же им пришлось освободить Дворец, который с тех пор и прекратил свое существование как культурный объект.
А в декабре 1999 года здание продали с молотка одной предпринимательнице. Это и стало началом конца. Было очевидно, что в частных руках объект потеряет своё предназначение. Бизнесменам это просто невыгодно, такими делами нужно заниматься государственным мужам. Думается, что только при бюджетном финансировании могут процветать (а не существовать!) какие бы то ни было культурные объекты. Надо отметить, что в условиях дефицита бюджетных средств, власти всё же не теряли надежды сохранить дворец. По крайней мере, договор купли-продажи с вышеупомянутой гражданкой заключили тогда с оговоркой, что она обязуется провести ремонтные работы и осуществлять культурно-просветительскую деятельность. В сентябре 2000 года сей документ был благополучно расторгнут по причине невыполнения этих условий.
РАСТАЩИЛИ МРАМОРНУЮ ПЛИТКУ
Забегая вперед, скажу, что в руки следующего владельца дом культуры попал только в через два года, а до того здание оставалось бесхозным. В итоге пострадали все – и государство, и покупательница, и непосредственно главный герой нашего рассказа — «Машиностроитель».
Потому что, как только здание опустело, сюда в поисках неохраняемых богатств вереницей последовали «предприимчивые» горожане. Тащили все, что лежит и все, что можно снять – люстры, батареи, краны, трубы.… Зачем-то отдирали даже мраморную плитку с колонн и фонтанов. В конце концов, дворец стал проходным двором и местом для ночлега бомжей. Рамы же, лишившись своего главного содержания – стекол, стали служить входными дверьми. А что касается прилежащей территории, которую заботливо облагораживали и озеленяли заводчане, она превратилась в настоящую помойку.
СИМБИОЗ КУЛЬТУРЫ И ТОРГА
Вполне закономерно, что в таком запущенном состоянии уже мало кого из частных предпринимателей привлекало здание, совсем недавно считавшееся лакомым куском. И не удивительно, что когда «Машиностроитель» в конце ноября 2001 года выставили на инвестиционный тендер, то наплыва желающих в нём поучаствовать не наблюдалось. Но здание все же было продано ТОО «Моронбон» и заниматься восстановлением великолепия дворца стал его директор Евгений Хан. Объект был продан всего за 300 тысяч тенге. Но по условиям инвестиционного тендера, в течение трех лет ТОО обязано было провести ремонтно-восстановительные работы помещения, благоустройство территории и организовать культурно-просветительскую деятельность с вложением инвестиций в размере 22 миллиона тенге.
Новому владельцу пришлось нелегко. Восстановление здания и спасение его от неминуемой гибели потребовало несколько лет. Но у него были свои «чувства» к Дворцу культуры. Сам он жил в этом районе города, учился в школе неподалёку и помнил «Машиностроитель» в период его расцвета. Так что это приобретение было скорее для души, нежели для прибыли. К тому же на первом этапе оно лишь поглощало деньги. Бизнесмен сразу объяснил властям, что «Машиностроитель» не будет чисто культурным объектом, скорее торгово-культурным центром, как бы абсурдно это тогда не звучало. Торговля – материальная основа, и Евгений Викторович как бизнесмен прекрасно осознавал это.
В «Машиностроителе» закипела работа. Первым делом были уменьшены и зарешечены окна первого этажа, а затем начались ремонтные работы в помещениях. Сегодня «Машиностроитель» действительно представляет собой симбиоз торговли и культуры. Внутренне убранство – тоже смесь дворца и рынка, мраморные колонны проглядываются между пластиковым профилем бутиков, нога ступает на мраморный пол, радует глаз сохранившаяся кое-где художественная лепка…
На дверях масса вывесок, кричащих о наличии внутри различных сетевых компаний, торговых бутиков и секции «танца живота». Кроме того, в здании есть отдельные помещения с изолированным входом, где располагаются бюджетные учреждения, в том числе и спортивные школы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
С одной стороны: спасибо новому владельцу за то, что здание не пошло под снос. И в тяжелый период (тогда, как вы помните, недвижимость не была в такой цене как сегодня) он взялся за дело и спас хотя бы не Дворец, а само строение. Ведь «Машиностроитель» после разбазаривания могла постигнуть судьба иных общежитий, которые разбирали по кирпичикам, пока те не были снесены.
С другой стороны: самый великолепный очаг культуры, который был в Петропавловске, погас. И не видят наши дети в родном городе фонтанов со сказочной подсветкой, и не дрожат как перед госэкзаменом, когда готовятся пройти конкурс на право заниматься в кружке по интересам. Ничего этого у них нет, потому что нет ничего подобного дворцу культуры «Машиностроитель». И пока власти отчитываются о подъёме экономики, а полицейские борются с подростковой преступностью, людей мучает ностальгия. Ностальгия по Дому пионеров, по дворовым клубам, по Вечному огню (который горел в память о наших отцах и дедах и уже этим воспитывал патриотизм), по Дворцу культуры «Машиностроитель», который навсегда потерял былое величие.»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.