ФАКТЫ. Голод Ч6. Из спецсводки о коллективизации и посевной кампании

«Документ № 94
Из спецсводки Информационного отдела Петропавловского окружного отдела ОГПУ о коллективизации и посевной кампании на 23 мая 1930 г.
24.05.1930

Совершенно секретно
… ГОЛОД И СУЖДЕНИЕ НА ЭТОЙ ПОЧВЕ
Село Кирилловка Володарского р. (крестьяне). Беднота села совершенно не имеет едового хлеба, производит размол костей, мякину и разную траву для употребления в пищу. В апреле мес. при обходе мельниц было видно: на мельнице ККОВ бедняки Слыщенко, Корзаченко и Однорог мололи кости и мякину, а кулак Фисун Петр молол 4 пуда сырой пшеницы, как видно, вынутой из ямы. Крепкие середняки Виноградцевы, Алексей и Иван Иванченко и Капуста также мололи чистый хлеб и говорят: «Что же вы, актив, мелете мякину, вы должны есть хороший хлеб». Поэтому беднота не хочет работать, заявляет: «Мы осенью последним делились да создавали красные обозы, а теперь сидим голодные, а кулаки с нас смеются».
Булаевский р. (крестьяне). В ряде сел Булаевского р. — Полтавке, Раевке, Успенке, Рявкино и др. — полученный семенной материал перемалывают и употребляют для еды. В с. Медвежке и Рявкино колхозники уменьшают высев на га с целью употребления на еду. В хуторах Надеждинского сельсовета население самовольно разобрало 13 пуд. семенного материала для еды. В с. Рявкино — 10 пудов и с. Лебяжье — 13 пуд.
Село Полтавка Булаевского р. (крестьяне). Имеется масса случаев: беднота и маломощные середняки по 3–5 дней сидят голодные, благодаря чему полученный семенной материал, уже протравленный, промывают и употребляют в пищу. Пример: Дубровный Алексей, употребивший в пищу, чуть было не умер.
Село Нухальское Крестьянского р. (крестьяне). 30 апреля заседал пленум сельсовета с повесткой: 1 Мая и разбор заявлений раскулаченных. По вопросу празднования 1 Мая председатель сельсовета Бровенко, член сельсовета Зуб Игнат и др. сказали: «Пускай кому надо, те и празднуют — дуракам закон не писан. Мы сами голодные, как собаки, а тут с флагом ходи, пиши, что праздновать будем, а как — будет это видно».
По вопросу разбора заявлений раскулаченных председатель крестьянского комитета Черниченко, председатель сельсовета Бровенко и другие заявили: «Бросаем все на свете, уедем на Украину, пускай кулаки управляют. Нам жить нельзя здесь, так как последние хвалятся, что “мы активистов обдерем [в] десять раз больше, как они нас обдирали, да с кровью”. Уедем, все равно власть нам не помогает, пропали мы все, бедняки. Вот тебе и праздник 1 Мая, пусть кулаки празднуют, теперь уж власть ихняя». При этом присутствовал рабочий 25-тысячник т. Барышев.
Село Кирилловка Володарского р. (крестьяне). Колхоз «Новый мир» на 29 едоков на май мес. получил едового хлеба 4 пуда, что совершенно не удовлетворяет, и когда председатель колхоза уехал за семенами, то члены колхоза наварили протравленной семенной пшеницы. И когда поели, то два человека три дня лежали тяжело больные.
Село Казанка Володарского р. (крестьяне). Середняк Почелка получил 11 мая семена в протравленном виде и повез сразу же на базар, где продал 8 пуд. по 15 руб. за пуд.
Село Петропавловка Володарского р. (крестьяне). В конце апреля мес. председатель сельсовета, распределяя отпущенную РИКом муку 25 пуд. и гарнцевого сбора 28 пуд., распределение производил всем, то есть и кулакам, по 5–7 фунтов. На вопрос: «Почему так распределяете», председатель сельсовета отвечает: «Просите, пусть РИК больше отпускает».
Село Никольско-Бурлукское Володарского р. (крестьяне). Имеется масса случаев: граждане с получением семенного материала продают и уезжают. Пример: середняк Комков получил 11 пуд. семян, выехал в степь, поборонив насеянные пары, а семена продает по 15 руб. за пуд и собирается уезжать.
Село Александровское Крестьянского р. (крестьяне). Получивши семена, единоличники последними злоупотребляют, размалывают для еды. Середняк Ковшиков Василий размолол семенной материал и продал Валашеву Афанасию. После употребления в пищу у последнего все семейство опухло, так как семенной материал был протравлен, больные 5 мая были привезены в амбулаторию.
Село Полтавка Булаевского р. (крестьяне). За последнее время в с. Полтавка на почве голода 5 семей в 30 едоков размалывали протравленные семена для еды, все после употребления в пищу опухли.
Село Елецкое Володарского р. (крестьяне). 11 мая пришли в сельсовет середняки Зибарев Андрей, Вавилов Н., Вавилов Иван, набросились на председателя сельсовета Боркова: «Вы, наверно, раздаете едовой хлеб, вы нашим хлебом кормите бедняков да колхозников, а мы сидим голодные, давайте нам хлеба» и т.д.
Стан. Пресногорьковка того же района (русское казачество). 6 мая во время похорон Усиденевой собралась толпа человек 40. Середнячки Серебренникова, Асадченкова и Воронина говорили: «Дождались свободы, но скоро будет свобода, прижмем всех коллективистов так, чтобы из них пшеничка посыпалась», а середнячки Вяткина, Козлова и ряд других говорили: «Нам ни сахару, ни чаю нет, а колхозники получают. Нужно будет разобрать свои паи и сделать свой кооператив, а колхозники пусть делают свой».
Село Елецкое Володарского р. (крестьяне). В разговорах — середняки Азарова, Никулечева Елена и Никулин Андрей — последний говорит: «Из полученного наряда на сельсовет 40 пуд. мне не дали ни фунта, хотят заморить голодной смертью, купить больше не за что, так как остался один рваный пиджак, а то все распродал, придется промывать полученный семенной материал и употреблять в пищу».
Город Петропавловск. 16 апреля группа крестьян из 8 семей (социальное положение не известно) ехали через станционный поселок на станцию для переселения в Самаркандскую губ. и всячески ругали советскую власть, говорили: «Почему раньше не было таких безобразий, начали творить палочные колхозы, потом видят — дело не клеится, начали в попятную». Навстречу им попадает вторая группа и тоже всячески ругает советскую власть: «Насидели места, а теперь нас заставляют ехать куда глаза глядят».
Село Карасевка Володарского р. (крестьяне). Беседуя между собой, бедняки Сазонов Гавриил и Кондаков Максим говорили: «У нас в Карасевке очень много голодают. Пример: Сенин Илья всю падаль подобрал и поел, а сельсовет ему не верит, говорит: “У тебя есть в яме”. Да разве он стал бы есть падаль, если бы у него было в яме». Кондаков говорит: «Я вот сам видел, как вдова, беднячка Сазонова, размалывала на ручных жернах кости и мешала их со льном и употребляет в пищу».
Стан. Сандыктав Арык-Балыкского р. (русское казачество). В разговорах учителя Казакова с бедняком сапожником Бахтиным последний сказал: «Ну разве это порядок, когда служащие у нас получают по пуду на едока на месяц, а мы, рабочие, голодаем. Нас поманывают фунтами, скоро мы, рабочие, вызовем служащих на соцсоревнование по пайку, пусть они получают по 1–2 фунта на неделю, тогда будут чувствовать голод и будут ходатайствовать за нашего брата.
Стан. Имантав Арык-Балыкского р. (русское казачество). Три дня подряд толпы народа в конторе коммуны «Интернационал» толпились за продовольствием, подавляющее большинство — татары. Рафиков Саит-Галей (посыльный коммуны), лет 15-ти юноша, говорит: «Наши татары всегда только хлеб просят». Темирбулатов Шаяхмет, батрак, говорит: «Мы работаем, а есть нечего, носить также нечего, босые и голодные, где же новая жизнь, для этого, что ли, советская власть колхозы организует». Бедняк Максютов говорит: «Меньше бы в городе комиссаров кормили да жалованье поменьше платили, тогда бы до такого тупика бы не дошли». Абдуллин Г., зав. филиалом в Имантаве, говорит: «Я ушел через огород, ко мне в контору явились человек 100 и окружили с требованием — давай нам продуктов, иначе мы коров поколем, и никакой суд нас не будет судить». Из филиала Дусты приехали 2 казака и заявляют: «13 пастухов пасти скот отказываются, так как не дают им продуктов, срочно примите меры». Из хут. Заря прислали требование: «Вышлите хоть рыбы» ...[неразборчиво] быв. члены артели «К новой жизни» сидят голодные, если не дадут продуктов, перережут весь скот.
Стан. Арык-Балык того же района (русское казачество). Бедняк Бахтигареев имеет 5 душ семьи. Встретив члена правления коммуны Михайлова, и говорит: «Я с семьей 5 дней, кроме кружки молока в день, ничего не ел, если меня вы считаете человеком и коммунаром, дайте выход, иначе я зарежу первую попавшуюся корову». Бедняк Максютов Хафиз говорит: «Если у нас столько бедноты голодает, мы дремать не будем, увидим в окошко, кто из служащих ужинает, то будем заходить и отбирать половину продуктов, иначе мы жить не можем». Бедняк Чернявский Николай говорит: «Вот наш хлеб, что мы едим (вынул черный кусок суррогата пополам с полынью и землей), но и этот на драку, и все еще нам не верят, что мы голодные». Бедняки Аилов Нургалий, Ампов Галиаскар, Муратов, Гелацкий и др. явились в правление коммуны с требованием: «Мы, рабочие рыболовной группы, дальше работать не можем, хлеба нет. 10–12 часов на озере голодом жить не можем, лучше будем на молоке сидеть дома»…
Нач. окротдела ОГПУ Балиниэк
Нач. ИНФО Никеров
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 752. Л. 536–541. Заверенная копия.

Источник:
Архив Александра Н. Яковлева [Электронный ресурс]. М., 2001-2014. URL: www.alexanderyakovlev.org/. (Дата обращения: 14.11.2014).

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.