Первый автопробег «Пекин-Париж» 1907 г. Петропавловский этап.

Доброго времени суток! Относительно недавно наткнулся на просторах сети на событие проходившее в далеком 1907 г. — Первый межконтинентальный автопробег «Пекин-Париж».
Заинтересовало собственно, что путь пролегал через наш город.
31 января 1907 года популярная парижская газета «Матэн» напечатала обращение, адресованное к автолюбителям:
«Найдется ли кто-нибудь, способный проехать от Парижа до Пекина этим летом? Это было бы грандиознейшим испытанием, которому когда-либо подвергался автомобиль…»
схема автопробегов 1907 г и 1908 г
Азия и Европа, показан маршрут «Пекин-Париж» [1907 г] и маршрут 1908 г Нью-Йорк — Париж. На карте сплошной двойной линией указан маршрут «Пекин-Париж»

Сейчас уже невозможно определить, велика ли была доля шутки в таком призыве, однако, как оказалось, восприняли его поклонники езды на бензиномоторах вполне серьезно. Первым откликнулся на газетную публикацию автопромышленник, президент «Французского автомобильного клуба» маркиз Де Дион, приславший в редакцию посыльного с письмом:
«Я, конечно, принимаю вызов, но только бы нашлась другая машина — соперница и попутчица. Это действительно будет поход в духе романов Жюля Верна…» Попутчики-соперники не заставили себя ждать: всего в редакцию поступило 25 заявок на участие в супермарафонской гонке. Правда, окончательно решились отправиться в путь далеко не все.
По совету бывалых путешественников, чтобы подстроиться под более благоприятные климатические условия, организаторы необычного авторалли решили развернуть маршрут «задом наперед» и отправить участников в путь из Пекина в Париж.
маршрут экипажа "Итала"
Маршрут князя Сципионе Боргезе и Луиджи Барцини пролегал немного иначе утвержденного ранее (от г. Омск отклонились на север до г. Тюмень)

Утром 10 июня 1907 года от казармы Варнон в китайской столице стартовали пять участников: голландская машина «Спайкер» (братья Спайкер Шарль Годар — водитель, г. Дю Тайи — корреспондент от газеты «Le Matin»);, итальянский автомобиль «Итала 35/45» (князь Сципионе Боргезе — водитель, механик — Этторэ Гуицциарди, а так же Луиджи Барцини — журналист газеты «Corriere della Sera»), две французские команды на «De Dion» (водители А. Понсе и Жорж Комье) и, наконец, совсем уж «легкомысленный» моторный экипаж — трицикл «Конталь» (трехколесная машина с движком всего лишь в 6 лошадиных сил).
Итала
Им предстояло преодолеть невиданную дотоле для бензиномоторов дистанцию протяженностью почти 16 000 километров — по Китаю, монгольским пустыням, Сибири, Европе (большая часть маршрута проходила по местам, где до той поры вообще не видели автомобиля!).
Спайкер
Маршрут пробега был намечен такой: Пекин – Калган – Урга – Маймачин (Китай) – Кяхта – Култук – Иркутск – Зима – Нижнеудинск – Красноярск – ст. Обь – Омск – Петропавловск – Курган – Златоуст – Бирск – Елабуга – Казань – Нижний Новгород – Вязники – Владимир – Москва – Смоленск – Борисов – Брест – Литовск – Варшава – Кутно (Россия) – Берлин – Кельн – Брюссель – Париж.
«Де Дион-Бутон»
Информации о прохождения различных этапов гонки достаточно много. Любопытны обзоры блогера humus с ЖЖ Первая автомобильная гонка Пекин-Париж. 1907. Часть 1 и Первая автомобильная гонка Пекин-Париж. 1907. Часть 2
«Де Дион-Бутон»
Сведения о петропавловском этапе в доступных мне источниках очень скудны. Возможно есть какая-либо информация в городских периодических источниках того времени.
Конталь
Ориентировочное время следования экипажей через Петропавловск — позже середины июля 1907 г. Предположительно экипаж машин Спайкер и 2 De Dion прошли по Транссибирской магистрали без остановки.
В степях
В источнике [2] скупо указано:
После Петропавловска, они [Дионс] потеряли связь с главной дорогой и столкнулись с огромным выбором десятков незначительных следов. Местные мнения о лучшем пути колебались от одного человека к другому, и гид был абсолютно необходим. Мужики становятся все менее и менее дружелюбными. В одной деревне автомобилисты были не допущены.

Ну вот, собственно, что я накопал о петропавловском этапе. Скудно(

Источники:
1. kainsksib.ru/123/index.php?showtopic=994
2. T.R. Nicholson. Adventurer's road. The Story of Pekin-Paris, 1907 and New York — Paris, 1908. New York, 1957
3. Peking to Paris / Luigi Barzini / translated by Mitchell Kennerley / New York / 1908

1 комментарий

avatar
Книги об автопробеге 1907 года:
1. Барцини и Боргезе. Из Пекина в Париж, Лондон 1907 г. Язык англ. Страниц 782. Много фотографий. Написано легко и увлекательно, рекомендую. archive.org/stream/pekintoparisacco00barz#page/n7/mode/2up
2. Из Пекина в Париж на автомобиле. Книга на нем.яз. читать тяжелее первой, но тоже довольно любопытно. Есть факты отсутствующие в первой. www.book2look.com/vBook.aspx?id=e4FNQofuLj&ruid=0&euid=239295&referURL=www.book2look.de
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.