Первый поезд в Петропавловске

«…День 11 июля [1894 г] должен быть для Петропавловска навсегда памятным: доведена прокладка рельсов до города и с этого должна начаться для него новая жизнь. Многим ли придется вкусить разных сладостей от благ цивилизации, которая мчится на всех парах с локомотивом, — мы этого не знаем и над вопросом не задумываемся; мы только радуемся этому будущему новому, и день вступления в наш город первого поезда Сибирской железной дороги ознаменуем особым торжеством.
Открытие железной дороги г. Петропавловск
Стало известно, что к 10 часам утра прибудет к нам первый поезд. Для его встречи народ спешил с раннего утра. Около половины двенадцатого раздался свист паровоза, медленно приближающегося к тянущим за собой платформы со шпалами и рельсами.
строительство З.С. жд
Поезд остановился и начинается молебен. День был жаркий, солнце без всякого снисхождения палило обнаженные головы молящихся. На поле, против остановившегося локомотива, была раскинута палатка, украшенная флагом, где был приготовлен стол на 80 человек. С каждой стороны ее, вдоль по линии, было поставлено по три громадных кибитки, украшенных флагами. Три из них были предназначены для хозяйственных целей, а остальные три – для гостей. В одной была приготовлена закуска для мужчин, а в другой – для дам. Весьма большая юрта была предназначена специально для попа.
жд мост через р. Ишим (г. Петропавловск)
По окончании молебна были предложены чай и закуска. Скоро, однако же, мужская кибитка, предназначенная для званых, сделалась достоянием разнородной публики. Там слышны были песни, тосты, громогласное «ура». Вообще веселье царило полное. Люди более благовоспитанные, привыкшие к деликатному обхождению, мало по малу перебралось в дамскую кибитку. Все располагало к веселью: и вольный воздух, и пришедший поезд, и сладкие мечты о благах цивилизации, которые с нынешнего дня непременно снизойдут до нас. Тосты, чоканье и также дополнение всего «ура» стали слышаться в первой юрте.
жд вокзал г. Петропавловск, 1904 г
фото maksim
А поодаль, на поляне, были установлены толы и скамейки из досок. На них усаживались железнодорожные рабочие, человек до 500, и каждому было подано стакана 2-3 водки, а для закуски были предложены хлеб и щи с мясом.
Часа в три в павильоне начался обед, который продолжался не менее двух часов. Все время играла музыка, а в промежутках подгулявши рабочие, усевшись напротив павильона, увеселяли сидевших за столом российскими песнями, причем вместо барабана служило ведро.
паровоз
фото yurteev
Когда было подано шампанское, то прежде всего была зачитана телеграмма на имя губернатора, в которой городское общество по случаю столь радостного события просило повергнуть государю-императору, наследнику-цесаревичу выражении верноподданнических чувств. Затем последовали тосты, которых было немало. В одном из них было выражено доброе пожелание, чтобы с открытием железной дороги мы сделались цивилизованнее, так как цивилизация у нас, по словам оратора, к сожалению, весьма мало заметна… Все дружно осушили бокалы и за этот тост»

Источники:
1. Газета «Степной край», № 58, 1894 г [позже статья была опубликована М.М. Мелехиным в газете «Трибуна», год и выпуск неизвестен].
2. ka-z-ak.ru/, 02.09.14

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.