КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ: ПЕРВЫЕ КИЛОВАТТЫ ТЭЦ-1

Рассказывать об энергетиках, их труде в военное и мирное время нельзя без трепета и уважения. Добывать свет и тепло — не просто работа и повседневный труд, это миссия. События прошлого здесь рассказаны их участником — Василием Полиевкатовичем Кукушкиным. Нам он оставил свои воспоминания в материалах, над которыми работал в последние годы жизни. Есть уверенность, что эта книга займёт достойное место среди других изданий о родном крае.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В справочной книге «Промышленность, торговля и кооперация СССР 1925» сказано: «1913 год. В Петропавловске сооружена электростанция, имеющая три котла с поверхностью нагрева 714 квадратных аршинов и 2 турбины системы «Де Лавал» мощностью 240 лошадиных сил. Мощность электрогенераторов 160 киловатт».
В 1920 году станция из-за отсутствия запчастей и невозможности проведения капитального ремонта оборудования была остановлена. Её снова пустили лишь в 1928 году.

В январе 1936 года на городской электростанции (ул. Советская и ул. Пролетарская) была пущена дизельная установка мощностью 400 лошадиных сил. Позднее, после ввода в действие ТЭЦ-1, па этом месте стало базироваться управление городских электрических сетей.

Тогда же президиум Петропавловского горсовета постановляет: «Расходовать электроэнергию, исходя из удовлетворения первоочередных потребностей: осветить улицы, школы, учебные заведения, детские дома, все медицинские учреждения, а также удовлетворить потребности стахановцев».

В то время работала дизельная электростанция и котельная установка с ланкширскими котлами на мясокомбинате, локомобильная электростанция железнодорожного узла, установки на кожевенном заводе и мельницах.

В подобие действий крестьян деревни Кашино, лампочку Ильича первыми в области зажгли жители бывшей станицы Архангельской, затем она преобразовалась в колхоз «Луч Ленина» Бишкульского района. На средства, полученные от продажи зерна и сливочного масла там решили построить электростанцию, для чего в Москву, к Всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину послали своего представителя. Внимательно выслушав просьбу крестьян, он дал указание о получении кашинцами небольшой электростанции мощностью 30 лошадиных сил, из города Омска, а также об отправке специалистов для сё монтажа и наладки.

С тех пор энергетика области прошла трудный путь от маломощных установок до мощнейших современных электростанций с густой сетью линий электропередач.

СОЛДАТЫ ЭНЕРГЕТИКИ
22 июня 1941 года мирный сон миллионов советских людей нарушило вероломное нападение фашисткой Германии.
В Петропавловск было эвакуировано оборудование многих предприятий, в том числе котёл и турбина с Кольчугинского завода Ивановской области.

За один год было завершено строительство Петропавловской ТЭЦ-1 (в то время она называлась ВЭС — временная электрическая станция).
Строительство станции началось на северной окраине города, там была степь, пасся скот жителей городской окраины. Просёлочная дорога к стройке шла с улицы Мира по проезду Володарского.

Зима 1942 года. На строительной площадке горели костры, работа шла днём и ночью, строго по графику. Возводились стены главного здания, несколько бригад каменщиков вели кладку. На стройке работали тысячи людей, мобилизованных в трудовую армию из разных областей Казахстана. Русские, казахи, украинцы, узбеки, немцы как одна семья стремились выполнить задание в срок и запустить оборудование.

Велик был трудовой подвиг коллектива. Девиз «Всё для фронта, всё для победы» исполнялся каждый день, каждый час. Большинство работ выполнялось вручную, без каких-либо механизмов, особенно на земляных работах при строительстве главного корпуса, устройстве водоводов, брызгальных бассейнов, прокладке водопроводов. Грабарки, тачки, трапы и носилки были тогда основными приспособлениями.

1943 г. Каменщики: Песецкий, Наумов, Даманский
Каменщики, 1943 год

Когда были выполнены все подготовительные работы (установка мачт, лебедок, навеска тросов), начался подъём металлической 35-метровой трубы. Сразу установить её на место не удалось, поднялся сильный ветер. Висевшую на оттяжках трубу раскачало, порой казалось, что её сорвёт с креплений и она рухнет. Монтажники во главе с бригадиром Полещуком не уходили с площадки весь день. В конце концов люди победили и труба встала на место. Монтажники Иванов, Прохоров и другие действовали слаженно, умело; за выполнение столь ответственного задания они заслужили похвалу руководства.

Так действовали они ещё не раз.
1945 г. Подъём второй дымовой трубы ТЭЦ-1
Подъем второй дымовой трубы ТЭФ-1, 1945 год
В условиях военного времени вопрос об обеспечении дополнительного питания тружеников тыла требовал скорейшего решения. В 1942 году при стройуправлении был организован отдел рабочего снабжения (ОРС) с подсобным хозяйством, расположенным на землях колхоза им. Димитрова в бывшей станице Новокаменская, потом она называлась центральной усадьбой совхоза Новокаменский. На полях хозяйства выращивались картофель, капуста, огурцы, свекла, морковь, помидоры. Имелся крупный рогатый скот и свиньи, действовала рыболовецкая артель. Это было хорошим прибавком к питанию, причём излишки продавались рабочим и служащим. Коллектив строителей и эксплуатационников систематически оказывал помощь по посадке и уборке сельскохозяйственных продуктов.

После выхода постановления Советского Правительства и ЦК ВКП(б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельхозартели в колхозах» руководство станции и ОРС обязаны были в срочном порядке решить вопрос о перебазировании подсобного хозяйства на государственные земли. Коллективу был выделен земельный участок около 200 гектар в Ташкентке. Никаких готовых строений на территории, отведённой нам под подсобное хозяйство, не было.

Здесь Ишим когда-то пробил новое русло, а на прежнем месте образовалась старица. Между новым и старым руслами вырос своего рода остров, доходящий до самого села Соколовки. В паводки этот остров затапливался водой полностью или частично.
Для работников подсобного хозяйства, да и всего коллектива станции перебазирование подсобного хозяйства было как освоение малой целины. Эту большую работу провёл директор подсобного хозяйства Д. Г.Ефимов и его коллектив. За какие-то два-три месяца на новом месте, в зимних условиях были построены землянки для работников (строили сами), временные помещения для скота из камыша, тала, соломы. Неоценимую помощь в успешном проведении зимовки скота в год перебазирования оказал колхоз Берлик (председатель Д.Аяганов).

Ко времени ликвидации в 1959 году подсобное хозяйство располагало хорошей базой. Были построены заново жилые дома, склады, магазин, контора, коровник, парники, дизельная электростанция, насосная для подачи воды с Ишима. Хозяйство было оснащено различной сельхозтехникой, а перед самой ликвидацией был получен зерновой комбайн. Сложился дружный коллектив.

Хозяйство ликвидировано последним среди подобных на предприятиях города. Скот и техника были переданы Петропавловскому совхозу. Большая часть рабочих разъехалась, а остальная осталась работать при организованном здесь доме престарелых.

Время показало, что это решение было преждевременным. Потом, конечно, предприятия снова начали развивать подсобные хозяйства. На нашей бывшей базе было создано подсобное хозяйство машиностроительного завода.

ПЕРВЫЕ КИЛОВАТТЫ ТЭЦ-1
С конца 1942 года начался монтаж оборудования, монтажные работы выполняли: теплотехническую часть — участок «Уралэнергомонтаж» (начальник М.А.Усенко), электрическую часть — участок «Челябэлектромонтаж» (начальник П.А.Бедный, впоследствии Герой Социалистического Труда).

Вместе со взрослыми напряженно работали подростки: Михаил Семкин, Алексей Скугарев, Борис Быков, Клим Захаров, Николай Гаврилин, Нина Лаврова, Дмитрий Ефремов, Жакен Жунусов, Тариф Закиров, Виктор Карпенко, Алексей Бизонов, Жунус Сатвалдиев, Андрей Шлегель, Владимир Бланк, Василий Архипов, Георгий Шубнов, Михаил Ульянкин. После пуска котла и турбины большинство молодых рабочих перешло на эксплуатацию оборудования, многие стали передовиками, обзавелись семьями.

В апреле 1943 года, перед Первомаем, группа строителей и монтажников собрала строительный мусор и зажгла костёр под трубой. И вот из трубы станции появился густой дым. Все строители и горожане, особенно те, кто ждал этого момента, говорили: «Пришла к нам победа, будет у нас электроэнергия».
А Красная Армия только что разгромила фашистов под Сталинградом.
1945 г. Проходная станции
Проходная станции ТЭЦ-1, 1945 год

Начальником стройки был назначен Василий Васильевич Иванов, главным инженером стал Израиль Борисович Файн.
В конце 1943 года стройку посетил Герой Советского Союза М.Габдуллин.
Строительство сооружений и монтаж первых агрегатов приближалось к завершению.

Предприятия и городская электростанция построили линии электропередач от распредустройства до своих подстанций. Предстояло ввести в работу котёл паропроизводительностью 35 т/час с давлением пара 77 атмосфер и температурой 375 градусов. Котёл был изготовлен в Англии фирмой «Бабкок Вильконс» в 1930 году. Турбина давала мощность в 5000 кВт, была изготовлена на Ленинградском металлическом заводе в 1931 году. Топка была разделена на на две мостовины с наклонно переталкивающими решётками. До эвакуации всё это оборудование работало на заводе в городе Кольчугино.

Оборудование второй очереди, которое было введено в строй в 1944 году, было поставлено в СССР по ленд-лизу, изготовлено в Англии в 1942 году.
Два котла паропроизводительностью по 22,5 т/час с давлением 19 атм. и температурой перегретого пара 400°С фирмы «Джон-Томпсон». Топки имели цепные решётки. Турбина с редуктором 5000/1500 бесподвального типа фирмы «Метронолитсн-Викксрс» развивала мощность 4,5 тыс. кВт, имела давление 17,6 атм. и температуру перегретого пара 385°С. Генераторы вырабатывали электроэнергию с различными напряжениями: первый — 2,2 кВ, работал в блоке с повышающим трансформатором, второй — 6,3 кВ.

ТЭЦ-1 строилась как временная. Перекрытие главного корпуса было из дерева, в котельном цехе — металлическое, в машинном зале стояли дощатые фермы. Галерея для подачи топлива тоже была деревянной, с одной ниткой транспортера. Охлаждение воды осуществлялось в брызгальном бассейне. Служебный корпус и сантехнические сооружения не предусматривались.

Ко времени пуска станции почти не было инструкций, схем по эксплуатации, большинство персонала не было обучено специальности или не знало своих обязанностей, учеба шла уже в процессе работы.

15 июня 1943 года станция дала электроэнергию потребителям, первый котёл и турбогенератор мощностью 5,0 тыс. кВт заработали на нужды города и оборону страны. Зазвучали первые гудки станции, зовущие людей на работу.

В конце 1943 года создаются первые комсомольские молодёжные смены. В цехах организуются занятия по технической учебе персонала. В 1944 году, с вводом в работу второй турбины и остальных котлов, коллектив совершенствует свою работу, в этот период значительно улучшились технико-экономические показатели и выросла надёжность работы оборудования.

В 1944 году большим событием, высокой оценкой самоотверженного труда строителей и монтажников станции явилось награждение коллектива Петропавловской ТЭЦ-1 переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны страны, за ввод теплоэнергоцентрали в эксплуатацию.

Вместе со станцией постепенно строилось и благоустроенное жилье для семей рабочих. Первые многоквартирные дома были заселены ещё до конца войны. Начались работы но благоустройству территории, асфальтированию дорог по улице Мира, проезду Володарского, улице Карла Либкнехта, положено начало озеленению жилого района.

Первый клуб энергетиков
Первый клуб Энергетиков

Большинство эвакуированных из числа строителей, монтажников и эксплуатационников жили на частных квартирах. Для мобилизованных в трудовую армию и части работников были организованы общежития: основное — в школе №3 (им. Октябрьской революции), в которой занятия были прекращены, и в щитовом доме по улице Крепостной, где потом располагалась школа юннатов кирпичного завода (сейчас это микрорайон Спортивный). Около общежития школы №3, на площадке часто можно было видеть костры с подвешенными над ними котелками, так рабочие варили себе обед или ужин.

Снабжение потребителей тогда производилось по выделенным лимитам, за превышение максимума нагрузки потребители отключались.

Наша делегация в канун 1944 года готовилась к выезду с новогодними подарками в действующую армию, в 314-ю стрелковую дивизию, сформированную в нашей области и оборонявшую в тот момент Ленинград.

Необходимо было отпечатать поздравления бойцам — нашим землякам. Типография была подключена к городской линии, как и большинство других потребителей, на глухой отпайке. Контролировать электропотребление было очень трудно, приходилось при превышении максимума нагрузки отключать всю линию. Помнится, в конце февраля я принял смену (в то время работал дежурным инженером станции) с явным недостатком топлива в бункерах котла. Уголь к бункеру транспортера подвозился тогда вагонетками и тачками. Грузчики в фуфайках и плащах, большинство в брезентовых ботинках на деревянной подошве, замерзали и часто разбегались греться.
Из-за недостатка топлива в топке создалась угроза остановки станции.
Потребителям было дано предупреждение о введении лимитов на электропотребление. Около двух часов ночи начало снижаться давление в котле, принятые меры не дали должных результатов.

Из-за трудностей ограничения нагрузки со стороны ТЭЦ по городской линии, я вынужден был отключить фидер №2, от которого получали электроэнергию большинство потребителей города (артель им. Панфилова, радиоузел, пимокатная фабрика, типография, радиозавод, малолитражный, больницы, госучреждения и много других). Первый секретарь обкома партии Василий Федорович Николаев работал в режиме военного времени, находился в своем кабинете. Его помощник вызвал меня к телефону и предупредил: «Будете говорить с первым секретарем обкома». Представляете мое положение: в большей части города нет электроэнергии! Поздоровавшись со мною, Николаев спросил: «Почему выключен свет в городе?» Я коротко объяснил ему реальную обстановку и причины отключения потребителей.
Он задал другой вопрос: «Что предпринимается для восстановления подачи электричества городу, кто из специалистов и руководителей вызван на станцию?» Выслушав ответ, сказал: «Товарищ Кукушкин, я убедительно прошу дать электроэнергию городской типографии, так как необходимо срочно отпечатать новогодние приветствия нашим бойцам». Безусловно, тут же была включена нужная для работы типографии линия и поздравительные открытки были изготовлены в срок. Вот таким сложным было положение с электроснабжением города в тот период.

Делегацию на фронт возглавляла Т.М.Белова, заведующая отделом горкома партии. В делегации был также И.П.Шухов, наш земляк, писатель, Н.М.Мусалимов и другие. Позднее Т.М.Белова длительное время работала на ТЭЦ-1, с 1947 года была секретарем партийной организации, с 1956 года трудилась начальником ОРС. Комсомолка, инициативная и принципиальная в работе, полная молодого задора, она многого добилась сама и вела за собой других, став настоящим комсомольским вожаком и партийным работником. Много сил Т.М.Белова отдала партийной и комсомольской организации станции. Не считаясь со временем, всегда была в гуще коллектива. Ей принадлежит большая заслуга в решении вопроса о строительстве Дворца энергетиков, в организации учебы молодежи сложным профессиям энергетики, в улучшении бытовых условий семей сотрудников.
Здание АО «Северо-Казахстанская РЭК», бывший корпус ТЭЦ-1
Здание АО «Северо-Казахстанская РЭК», бывший корпус ТЭЦ-1

Над станцией с самого начала её эксплуатации периодически нависала реальная угроза остановки турбин из-за отсутствия угля в бункерах котлов. Что только не предпринималось, но положение оставалось напряжённым всю войну и кардинально улучшилось только в 1946 году, когда наконец-то были запушены в работу скреперные лебедки.

Второй постоянной проблемой военных и первых послевоенных лет была разгрузка угля из вагонов. В то время в котлах Петропавловской ТЭЦ-1 сжигался Карагандинский бурый уголь Фёдоровского пласта, который добывался из разреза открытым способом и поступал к нам в больших и тяжёлых кусках. Это очень затрудняло его разгрузку и подачу в бункер. По приёмному складу из конца в конец были проложены узкоколейные пути, и нераздробленный уголь, нагруженный грузчиками, подавался к бункерам платформами, вагонетками и тачками, силами всё тех-же грузчиков. На решётке бункера крупные куски разбивались кувалдами. Это был очень тяжёлый труд, ведь требовалось разгружать не менее одного вагона угля в смену!

Пути были забиты, от эстакад уголь отбрасывался лопатами. Первый грейферный дизельный кран на железнодорожном ходу мы получили в 1948 году. Только тогда значительно сократилась доля ручного труда, тем более не эффективного, что для работ на угольном складе постоянно привлекались заключенные и военнопленные. Вспоминаю рабочих топливоподачи, золыциков — узбеков Рустама Рахимова и Уразбека Кошанова. Как только выпадала свободная минута, Рахимов, примостившись где-нибудь у стены, пел песни на своем языке. Иной раз спросишь: «Рустам, о чём поешь?» Ответит: «О доме, о детях». Песни были душевные и грустные, такие же бесконечные, какой, наверное, была голубизна горного неба у него на родине.

«… Вспоминаются прошедшие годы детства, учёбы и трудовой деятельности. Пройдёт немного времени, и моё поколение исчезнет. Будущее будет судить о нас по делам и наследникам.
На работе я встречайся с различными людьми, близко соприкасаясь с ними, видел их отношение к труду, товарищам, учёбе, природе, их стремление к совершенствованию производства, сохранению общественной собственности и взаимовыручке. Сколько здесь различных переплетений в судьбах людских, труде и быте, в горе и радости, в обществе и семье.
В одной книге нельзя отобразить и крупицы событий и дел, которые выпали на долю моих сверстников в военное и мирное время. Чего только не бывало, кажется, что наши писатели не описали и половины… Всё это с особой силой отразилось в годы Великой Отечественной войны...
»

Х.И. БулатовХ.И.Булатов, работавший раньше заведующим отделом электростанций обкома партии, в январе 1944 года был назначен директором ТЭЦ-1.
Он проработал в этой должности 19 лет, до реорганизации и создания в 1963 году Петропавловского управления электрических сетей, которым руководил ещё 6 лет, до ухода на пенсию в 1969 году.
Комсомолец с 20-х годов, Хафиз Булатов начинап свою трудовую жизнь вожатым в пионерском лагере, занимайся устройством беспризорных детей в детские дома.
До войны Х.И.Булатов работал на Карагандинской ГРЭС и Красногорской ТЭЦ.

Это был скромный, честный и обаятельный человек.
Разговаривая с подчинёнными, всегда внимательно выслушивал работников, не терпел казёнщины, несправедливости. С ним было приятно работать, это был настоящий наставник молодёжи. Он зажигал в людях трудовой энтузиазм. Казалось на первый взгляд, что он суров и недоступен, но для товарищей Хафиз Исангазиевич был открытым, сердечным человеком.


По материалам книги «Руками людей созданное, сердцами зажженное
История строительства и развития Петропавловских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.»
(Посвящена 50-летию пуска Петропавловской ТЭЦ-2)
Редакторы: А.М. Казановская, А.И. Середа.
Архивы и фотографии: В.С. Кукушкин

4 комментария

avatar
Чрезвычайно интересно!
avatar
Хочется знать точное расположение ТЭЦ-1.
avatar
В.П. Кукушкин долго работал директором ТЭЦ-2.С ним всю жизнь дружил мой отец, будучи преподавателем учил его сына Валерия.
avatar
В воспоинаниях горожан четко сохранилось, что ТЭц-1 строили пленные немцы. Официально в г.Петропавловске не было ни одного лагеря военнопленных. Только трудотряды — наши же немцы из Корнеевки, Петерфельда и т.д., которые стали заключенными после начала Войны. Вопрос автору: были военнопленные на стройке?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.