ТАНЕЦ ЦИКАД В ДОЛИНЕ ЧУЛЫШМАНА

ТАНЕЦ ЦИКАД В ДОЛИНЕ ЧУЛЫШМАНА


Фоторепортаж о автопутешествии по Горному Алтаю: Новосибирск — Аскат -Куюс (петроглифы) — Чуйский тракт — Акташ — Улаган (Улаганское плато) — перевал Кату-Ярык — долина Чулышмана — юг Телецкого озера и обратно

4 — 10 АВГУСТА 2009г
Долина Чулышмана

Почему танец цикад? Просто они произвели на меня впечатление в первое утро в долине, когда две особи летали по кругу и издавали приятные для слуха трели — это было необычно и очень походило на танец!

Идея поездки возникла совершенно спонтанно и не планировалась заранее. Просто в понедельник утром решили (Я и Римма), что стоит съездить в сторону Чемала на пару-тройку дней, заехать к знакомым в Аскат, побродить по селу, доехать до Куюса, посмотреть на наскальные рисунки, полюбоваться Катунью. Но вечером первого дня в Аскате мы встретили ребят из Новосибирска, которые планировали утром следующего дня выехать в направлении Чулышмана. И мы решили, что едем. Хотя, проснувшись утром и еще не придя в себя, мы уже отказались от задуманного, прогулялись на берег Катуни, посидели на прибрежных скалах и отправились бродить по окрестностям. Но… стало припекать солнце, и вдруг мы решили, что стоит догнать ребят и отправиться в путешествие. Мы связались с ними по мобильной связи и сказали, что отправляемся! Догнали мы их только к 18:00 в Акташе. Так началось наше потрясающее путешествие по совершенно диким местам!

За Куюсом — здесь дорога кончается
Этот снимок сделан за Куюсом, в месте, где дорога заканчивается и переходит в каменную осыпь. Здесь мы пообедали, спугнули гадюку, гревшуюся на солнце, и отправились обратно в Аскат.




Абсолютное спокойствие

Эта невероятно красивая кошка живет в выставочном зале магазина, который находится сразу на въезде в Аскат, и где путешественникам предлагают свои работы местные умельцы и художники.


Яблоки во дворе дома, где мы остановились.

Вдоль Чуйского тракта

Снимок сделан с Чуйского тракта. Где-то впереди село Акташ.



После поворота в Акташе через 7-8 км пути мы прошли знаменитые Красные ворота. К сожалению, сделать снимок этого места мне не удалось ни сейчас, ни на обратном пути. Причина была банальной — меня не устраивало освещение, и они просто не вмещались в мой объектив ни с какой точки. На этом снимке — Улаганское плато во всей своей красе в вечерних сумерках. Может показаться, что дорога весьма грязная, — на самом деле, она весьма жесткая, так как в основе ее лежит мелкий и средних размеров галечник. Единственный грязный участок, похожий на полевую дорогу, нам встретился в тайге примерно в десяти километрах от перевала, и на него попала меленькая машина, которую уже пытались столкнуть несколько человек (на снимке ниже). Повторюсь, — это единственно место, где именно эта машина могла сесть на брюхо… и она на него села! К сожалению, рядом была женщина их другой машины (по-моему, Меган), которая говорила, что дальше будет еще хуже и что они разбили картер на своей машине. Водитель застрявшей машины поверил и повернул обратно. Зря! Дальше он бы прошел, а если бы и сел где-то, то его бы все равно стащили проезжающие мимо путешественники, коих было много в долине. Он был почти у цели! Я вспоминал его все наше путешествие.



Перевал Кату-Ярык

Перевал Кату-Ярык. Высота — 800 метров, протяженность спуска — 3,5 км. Так как спускались по нему в долину Чулышмана уже в приличных сумерках, то этот снимок был сделан уже на обратном пути. Вообще говорят, что спускаться по нему лучше при свете фар ночью, так как видишь перед собой только дорогу и ничего больше. Хотя. это больше беспокоит пассажиров, так как именно они смотрят по сторонам и видят пропасть, в которую спускается машина. Именно поэтому многие пассажиры, которые не представляли на спуске, что их ожидает в предстоящие 3,5 км, обратно в подъем идут уже пешком. отпустив водителя с машиной. О том, как идти в этот подъем, можно представить, поднявшись по ступеням на 9-й этаж, — это где-то 25 метров, а здесь — 800! Забегая вперед, хочу рассказать про эпизод, который тоже запомнился. Проснувшись рано утром (мы спали в машине, так как в Хонде было предостаточно места), я увидел, что за деревянным столиком в месте нашей стоянки сидят две блондинки (да, именно так и было) и занимаются своим макияжем — губки, реснички, рассматривают себя в зеркало со всех сторон, поправляют солнцезащитные очки у себя на голове. Они были в составе какой-то большой группы, которая погрузила свои вещи на Газ- 66 и выдвинулась в этот подъем… эти девушки в том числе! Подъем на снимке.



Кемпинг рядом с перевалом, в котором мы остановились на ночлег. Место за машину — 50 р., за палатку — 100 р., за охапку дров — 100 р.

Ниже я разместил несколько снимков долины Чулышмана, по которой проходило путешествие. Протяженность от перевала до южной части Телецкого озера — около 75 км. Время в пути — 4часа 30 минут — дорога и пересекающие ее горные речушки не позволят вам держать постоянную высокую скорость — рассчитывайте на 15-20 км в час, что позволяет любоваться окружающими потрясающими пейзажами.







Наши спутники на Субару-Легаси преодолевают горную речку в брод. Я уже переехал. Хочу добавить, что на обратном пути я не отказал себе в удовольствии просто покататься прямо по дну реки, зачерпывая воду ладонями прямо из открытого окна.



Наконец, мы добрались до южной части Телецкого озера. Надо сказать, что за четыре с лишним часа пути дорога сильно ушатывает (не укачивает, а именно ушатывает), даже если вы держитесь за руль. Не могу сказать, как чувствуют себя пассажиры, особенно если они сидят на задних креслах. Итак, мы на месте впадения Чулышмана в Телецкое озеро. Здесь Чулышман спокоен и широко разливается, образуя наносные плесы из чего-то, напоминающего песок, сверху обильно покрытый остатками деревьев, что хорошо для костра, но делает этот берег совершенно неэстетичным, но по-своему примечательным. Здесь мы встали лагерем наряду с еще несколькими десятками автопутешественников, прибывших ранее и продолжающих прибывать, включая обычных туристов, которых доставляют сюда катерами из Артыбаша.

Южная часть Телецкого озера
В правой части снимка едва заметен кордон Беле, знаменитый своими яблоневыми садами. Осенью сюда любят наведываться медведи полакомиться сочными плодами. Кордон Беле считается самым теплым местом в Западной Сибири, среднегодовая температура здесь +3,8 градуса. Слева на снимке подножье вершины Алтын-Туу и еще двух вершин — Боже и Корумбу, где по легенде расположен престол доброго духа Ульгеня, которому подвластно все голубое небо Алтая. Сама долина и это место овеяно массой легенд. По одной из них именно с Алтын-Туу в озеро был сброшен золотой самородок величиной с конскую голову…

Остаток дня мы гуляли по берегу под солнцем, плескались в озере. Спать я лег прямо у машины под открытым небом, что всегда делаю, бывая на озере. Но ночью из долины в сторону озера стал дуть сильный ветер, и я перебрался в машину. Утром этот же ветер не дал нам развести огонь, и мы выдвинулись в обратный путь. Через несколько минут мы снова оказались в чудесном оазисе из гор, потрясающих ароматов трав, солнца. На обратном пути мы также пересекли не менее известную реку Башкаус. Добавлю, что среди спортсменов, занимающихся сплавом по горным рекам, Чулышман, Башкаус и Аргут (южнее первых рек) слывут как самые сложные реки для сплава в России.


Знаменитые грибы в рядом с Чулышманом. Чтобы туда попасть, надо переправиться через относительно бурный в этом месте Чулышман. Но местный житель с лодкой с успехом делает это всего за 600 р. с 5-х человек. Надо сказать, что работа стоит того.


Наши машины стоят внизу, их как раз закрывает основание каменного гриба. Уже спустившись вниз и переправившись к машинам, мы обратили внимание на то, что с другого берега через Чулышман плывет человек! Это был еще тот номер, но пловцу это удалось! Как в рекламе: «Сложно, но можно!»


Долина изобилует водопадами. К одному из них мне удалось подобраться вплотную. Ощущения непередаваемые. Облака мелких леденящих брызг обдают тебя за 2-3 шага до места падения воды, а когда смотришь вверх на расселину в скале, с которой срывается эта лавина воды, в тело вселяется животный ужас перед стихией. Когда я сделал еще один шаг навстречу водопаду, этот ужас буквально ожил во мне, и дальше я двигался только крича во все горло, так как водопад буквально превратился в живое существо с диким ревом, который заглушал мой крик, а в полуметре от стены из воды рев этот усиливается ураганным ветром — устоять уже невозможно, так же, как и преодолеть эти последние полметра — это не реально! Понимаешь, что еще шаг — и водопад съест тебя… это реальные ощущения, можете попробовать.



Хоть временами и создается впечатление, что ты находишься в давно затерянном мире, но вдоль дороги все же стоят знаки, предупреждающие об опасных участках



Если Рай существует, то места в нем именно такие!



Обратная дорога. Мы в самой верхней точке Улаганского плато. Погода — сказочная! Да и Хонда все успешно прошла. Правда, резина летняя, предназначенная для поездок по городу, поэтому ей досталось больше всего, по приезде пришлось заделать пару дырок, но колеса не спустили и выдержали остаток пути.

Снимком сложно передать насыщенный аромат трав и неистовый оркестр цикад, приятно заглушающий теплый ветер в открытых окнах машины и шум двигателя…





Этот снимок сделан уже с Чуйского тракта по пути домой — долина Чуя.

3 комментария

avatar
Спсибо! Было очень интересно прочесть.
avatar
спасибо за фоторепортаж. Отдельное спасибо за описание встречи с водопадом. Очень хорошо написано
avatar
Блин тема грамотная! Знаменитые грибы в рядом с Чулышманом! Прикольно!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.