Неизвестный Третчиков

“Китаянка” (Chinese Girl) (1952). Cамая популярная картина Третчикова. Продана за 1 млн фунтов на аукционе Бонэмс.Миллион фунтов стерлингов. За такую сумму 20 марта в Лондоне была продана картина уроженца Петропавловска Владимира Григорьевича Третчикова.

Британские газеты уделили самое пристальное внимание этому событию. Ещё бы! «Китаянка» Третчикова на протяжении десятилетий известна чуть ли не каждому жителю этой страны. В 1950-60-е гг. в мире были проданы десятки, если не сотни тысяч репродукций. Она стала одним из самых известных символов западной поп-культуры.

Когда Дэвида Боуи спросили, какую картину он больше всего хотел бы приобрести, знаменитый певец ответил: «Китаянку» Третчикова. Он помнит её с детства. Репродукция «Зелёной дамы», как иногда называют самую известную работу художника, висела над камином у него дома. Её купила мать Дэвида. В середине XX века репродукции Третчикова продавались не только в специализированных магазинах, но даже в крупнейшей британской сети аптек. Приобрести их было так же легко, как упаковку аспирина.

Для нескольких поколений жителей Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Южной Африки и других стран «Китаянка» Третчикова была чем-то вроде наших «Трёх богатырей» или «Утра в сосновом лесу». Только гораздо гламурней. Портрет азиатки с лицом странного зеленоватого оттенка был любимым украшением квартир и домов обывателей.
Третчиков
Третчиков – пожалуй, самый знаменитый в мире уроженец Петропавловска. И всё же до последнего времени даже местные краеведы не знали о нём. Ещё три года назад, когда я был в вашем городе, имя Третчикова ничего не говорило директорам краеведческого музея и картинной галереи. Что уж говорить об остальных петропавловцах – да и вообще жителях бывшего СССР!

Почему же они не слышали о Третчикове? Чтобы ответить на этот вопрос, начнём с самого начала. С начала XX века.

Семья Третчиковых поселилась в Петропавловске примерно в 1903 г. Откуда они приехали? Видимо, с юга России. Родители Владимира — Григорий и Анастасия — были молокане, сектанты, которые несколькими десятилетиями ранее массово переселялись в южные области Российской Империи. Единственное известное мне фото родителей художника сделано в Ростове-на-Дону на рубеже веков. Самая старшая дочь Третчиковых, Агафья, родилась в 1902 в Таврической губернии. А сын Александр (род. в январе 1904 г.) – уже уроженец Петропавловска.

В интервью Владимир называл своего отца то богатым землевладельцем, то крупным скотопромышленником. Второе, вероятно, ближе к истине. «Мы покупали несколько десятков голов скота, ​— вспоминал старший брат Владимира, Михаил, который тоже родился в Петропавловске, — и гнали их в город. Самого крупного быка привязывали к лошади, и стадо шло за вожаком». Но, по сведениям местных краеведов, в городе не было состоятельных торговцев скотом по фамилии Третчиков. Так что, скорее всего, отец Владимира был агентом одной из заготовительных контор.

Владимир, младший из восьми детей Григория и Анастасии, появился на свет 13 декабря 1913 г. по старому стилю. Теперь это 26 декабря. А почти через полгода началась первая мировая война. Тихая, безмятежная жизнь в Петропавловске закончилась. За неудачами на фронте последовали революционные потрясения, а там и гражданская война.

Третчиковы симпатизировали белым, но в армию не вступили. Молоканам было запрещено брать в руки оружие. Когда в июне 1918 г. белые заняли город, Григорий занялся снабжением их войск.

В 1919 году красным удалось отбить Петропавловск. К тому времени Третчиковы уже покинули его. Они перебрались за 3000 км оттуда, в Уссурийский край. На станции Гродеково, вблизи китайской границы Григорий открыл трактир. Дети снова смогли пойти в школу. А старший сын Николай поступил в университет во Владивостоке.
Третчиков
Когда Владимир навсегда уехал с семьёй из родного города, ему не было и шести лет. По его словам, у него не было никаких воспоминаний о Петропавловске. Да и в анналах истории города упоминаний о семье Третчиковых не сохранилось.

Но всё-таки в жизни Владимира Григорьевича Петропавловск оставил след. И это не только его любовь к лошадям, хотя он создал немало полотен с изображением скакунов, несущихся по степи. Гораздо важнее, что Петропавловск был центром межэтнического общения. Здесь встречались народы, культуры и религии.
“Дикие лошади” (Wild Horses) (конец 1950-х гг.) Возможно, эта работа навеяна детскими воспоминаниями Третчикова. Его отец часто брал детей с собой в поездки по степи.

Практически всю жизнь Третчиков провёл в городах с крайне неоднородным населением. Он родился в казахско-русско-татарском Петропавловске. По окончании гражданской войны бежал с семьей в Харбин, русский город на китайской земле. В шестнадцать лет переехал в Шанхай, «Восточный Вавилон». Оттуда отправился на работу в Сингапур, британский колониальный город, где малайские кварталы соседствовали с Чайнатауном и улицами, где жили индийцы. А после второй мировой войны Владимир Григорьевич оказался в Кейптауне, на самом юге Африки. Там, в одном из самых многонациональных городов планеты, он окончил свои дни.

И знаменитая «Китаянка» Третчикова – это ведь тоже синтез Европы и Азии. Он написал эту картину в 1952 году. Моделью была девятнадцатилетняя Моника Синг-ли. Их познакомила кейптаунская балерина русского происхождения Мария Арсеньева. Предки Моники приехали в Южную Африку из Китая в XIX века работать на алмазных шахтах Кимберли и золотых приисках Трансвааля. Потом азиатская кровь смешалась с европейской. Так что Моника — китаянка лишь отчасти.

Девушка на картине одета в традиционное платье, которое женщины Китая носили вплоть до начала XX века. А макияж у неё — западный, из американских фильмов и журналов. И причёска тоже. На первый взгляд, она смиренна, пассивна. Но если приглядеться, становится ясно, что это лишь стилизация. Перед нами современная, вполне эмансипированная женщина.

«Китаянка» — далеко не единственный портрет восточной женщины кисти Третчикова. Его «Мисс Вонг» и «Дама с Востока» почти так же популярны. Для них Третчикову позировала другая кейптаунская модель – тоже европейско-азиатского происхождения.

“Мисс Вонг” (Miss Wong) (1950е гг.) “Дама с Востока” (Lady from Orient) (1956).

С середины 1950-х китайские портреты Третчикова для сотен тысяч британцев, канадцев, австралийцев, южноафриканцев были олицетворением «Таинственного Востока», невообразимо далёкого, почти сказочного. Во времена, когда путешествия по воздуху были уделом избранных, репродукции «Китаянки» заменяли поездки в заморские страны. А кроме картины Третчикова удивительно хорошо гармонировали с тогдашними модными интерьерами. В те годы «Зелёная дама» или «Мосс Вонг» на стене или над камином в гостиной — непременный атрибут среднестатистической гостиной.
“Плачущая роза” (Weeping Rose) (конец 1940-х гг.)
Но ни одна из работ Владимира Григорьевича никогда не продавалась в Советском Союзе. Репродукции его полотен считались частью буржуазного быта. Возможно, сыграло роль и то, что Третчиков был эмигрантом. Но, самое главное, на мой взгляд, то, что в официальном советском искусстве жителей Азии и Африки принято было изображать совершенно по-другому. По канонам соцреализма художникам необходимо было показывать реалии классовой борьбы, войну с империализмом и колониализмом или будни трудящихся.

Аполитичные полотна Третчикова, на которых модели как будто замерли в недеянии; полотна, на которых почти отсутствует пульс времени; полотна, созданные для украшения и рассматривания, а не сопереживания или разоблачения несправедливости просто не могли получить поддержки советских чиновников от искусства.

Впрочем, и на Западе до последнего времени художественная элита не жаловала Третчикова. К нему накрепко пристал ярлык «Король китча». С того самого времени когда его репродукции стали популярны критики разносили его работы и выставки в пух и прах, при поддержке многих его коллег-живописцев. Над его картинами смеялись, издевались. Их презирали – в том числе потому, что большинству, массам, они были по душе.

Владимир Григорьевич был не менее талантливым бизнесменом, чем живописцем. Он почти всегда устраивал свои выставки в больших универсальных магазинах – ведь его публика не ходила в музеи и галереи. Он устраивал шумные PR-кампании вокруг своих турне. Со своими работами он объездил всю Канаду и многие города США. Его выставку в Хэрродсе, самом престижном универмаге британской столицы, посетило более 200 000 человек.

Современные популярные художники, такие как Дэмиен Хёрст и Джефф Кунс, сделали маркетинг частью искусства. И теперь западная пресса и даже многие критики теперь признают, что Третчиков во многом опередил время. В последние пару десятилетий, и особенно после смерти художника в 2006 году, его наследие подверглось переоценке. В Национальной галерее Южной Африки прошла первая в истории ретроспектива полотен Третчикова.

Его репродукции снова востребованы. Поклонники готовы платить за них сотни долларов. И полотна Третчикова, которые ещё двадцать лет назад стоили всего несколько тысяч теперь продаются в десятки, а то и сотни раз дороже.

2013 – год столетнего юбилея Третчикова. Очень хотелось бы, чтобы петропавловцы отметили этот юбилей или, по крайней мере, знали о своём знаменитом земляке.

Борис Горелик – российский писатель, кандидат исторических наук. В середине 2013 г. в кейптаунском издательстве Tafelberg (http://www.tafelberg.com) и лондонском Art / Books (www.artbookspublishing.co.uk) выходит его книга «Удивительный Третчиков» (Incredible Tretchikoff), биография всемирно известного художника, уроженца Петропавловска.

22 комментария

avatar
Максим! Спасибо за статью! Оказывается, самый известный русский «южноафриканец», автор " Китаянки", репродукция которой — самая продаваемая в мире, является уроженцем нашего родного Петропавловска! Но, заглянув на официальный сайт наследников Владимира Третчикова, в разделе «биография» с удивлением увидел карту, где красным проведена линия послереволюционной эмиграции их семьи из П-Пска-Камч. в Харбин(?)Видать, его потомки и не подозревают, что есть другой П-Пск, наш, который и являляется родиной их знаменитого предка!..
avatar
а ссылку можно на ту страничку?
avatar
Спасибо за комментарий! Родственники Третчикова о Петропавловске знают и очень хотели бы побывать в вашем городе.
Когда делался сайт www.vladmiritretchikoff.com, дизайнер решил, что речь идёт о Петропавловске-Камчатском. Я про эту ошибку наследникам Третчикова сообщил, но они её не исправили. Очень жаль.
Зато на странице Третчикова в Википедии (http://en.wikipedia.org/wiki/Tretchikoff) я регулярно отражаю поползновения всяких энтузиастов исправить Петропавловск (Petropavl) на Петропавловск-Камчатский. Вот буквально вчера опять поправил.
avatar
Borya very good article about my uncle & his family history.His art was very often a bit controversial & I was wondering if it is possible to post his Half-Half picture( half white/half black) he did back in 1960's from memory & South African authorities did not like it since it was percived as anti aparhaid policies at the time.
Poka Dima
avatar
Дима, спасибо! Я не хочу воспроизводить здесь Black and White без разрешения наследников, поэтому просто дам ссылку на эту картину: 1.bp.blogspot.com/-zmbGlWB4-SA/TXtJBz4MDPI/AAAAAAAAAKs/OuQHKWfxmEY/s1600/blackandwhite.jpg
avatar
ТРЕТЧИКОВ, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (1913–2006), один из наиболее известных на Западе русских художников 20 в., живший и работавший в Южно-Африканской Республике. maxmir.net
avatar
ну да, получается ошибка
avatar
Вот, смотрите, Максим, как орудуют ваши казахстанские информагентства. Мою статью уже украли: www.inform.kz/rus/article/2544889 И даже ссылку на ваш сайт не разместили. Про моё авторство я уже не говорю.
avatar
Там она вроде как есть, но ссылка кривая. Написал редактору, надеюсь поправят
avatar
То есть вы не против, что материал скопировали целиком, без подписи и разрешения?
avatar
против, т.к. на основном сайте написано у нас «При полном или частичном цитировании, заимствовании, использовании — активная ссылка на mypiter.kz обязательна.» Зачастую и ссылок не ставят. Не знаю как в ЮАР, но у нас копипаст поставлен на поток и каких-то адекватных рычагов бороться с ним практически нет.
avatar
Я только что позвонил в Казинформ, говорил с журналистом, который мою статью «скопировал». Она мне пообещала убрать её с сайта. Посмотрим, как дорого стоит слово журналиста в Кахазстане.

А вот, кстати, пример хорошей работы казахского новостного агентства: tengrinews.kz/picture_art/kartinu-urojentsa-petropavlovska-prodali-za-million-funtov-230694/
avatar
Убрали. Молодцы!
www.inform.kz/rus/article/2544889
avatar
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, а есть информация о художнике? живет ли кто то из его родственников в Петропавловске, архивные фотографии в архиве? Может вы знаете в каком доме он жил? Хотим на сайте history.voxpopuli.kz/ написать о нем статью

если хоть что то будет напишите мне karla-nur@mail.ru

Спасибо!
avatar
Хотите написать статью — отлично. Главное, не надо мою статью заимствовать. Я три года собирал даже те крупицы о жизни Третчиковых в Петропавловске, которые вошли в этот материал. Копи-пейст — не наш метод. Договорились?
Вся семья Третчиковых покинула город в 1919 году.
Фотографий Третчиковых 1904-1919 гг. я не нашёл.
В каком доме он жил — неизвестно. Спросить не у кого: все его братья и сёстры давно на том свете.
avatar
копировать мы не собираемся, это и не наш метод =)сама не люблю когда не указывают мое имя в авторах. Если вы так много знаете о художнике, может вы и напишите статью для нашего сайта? примерно это будет выглядеть так
avatar
Не напишу. Уж извините. С меня одной статьи достаточно.
avatar
мда уж звезды
avatar
придется купить вашу книгу
avatar
Купите. Она ближе к лету выйдет. www.amazon.co.uk/gp/product/1908970081/ref=as_li_qf_sp_asin_il_tl?ie=UTF8&camp=1634&creative=6738&creativeASIN=1908970081&linkCode=as2&tag=tretlovehimor-21
Просто я не очень люблю писать. У меня это слишком медленно получается. Поэтому лишний раз не хочу браться за написание статьи.
avatar
все в порядке, я просто не сразу сообразила что вы тот самый писатель, если не трудно ответьте мне в фб. А статью мы сами напишем, очень жаль что следов нет, может быть у нас получится съездить в Петропавловск и покопаться в архивах
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.