ЧТО-ТО ВРОДЕ РАЯ

Перрон железнодорожного вокзала Петропавловска когда-то славился на всю страну своей красотой и необычностью. Пассажиры транзитных поездов просили будить их даже ночью, чтобы посмотреть на чудо, созданное местным садоводом-декоратором Василием Осиповым.

К сожалению, изображений этого удивительного уголка сохранилось немного. Увидеть две уникальные фотографии помогла известный краевед Лидия Матвеевна Мелехина. На одной из них, датированной 1913 годом, запечатлена группа горожан на фоне самого первого вокзального кирпичного здания в стиле позднего барокко. Как свидетельствуют архивные документы, его первая очередь была сдана в 1895 году, вторая — в 1904 году. Говорят, что это был типовой проект, воплощенный по всей Транссибирской магистрали.


— Но в то время это было одно из самых крупных и красивых зданий Петропавловска, — говорит Лидия Мелехина. В буфете и залах ожидания вокзала назначались встречи, обсуждались новости политической жизни.
Здесь всегда было многолюдно, тем более что пассажирские поезда, о прибытии которых извещал ярко начищенный медный колокол, стояли на станции до десяти часов в ожидании смены паровозной бригады. А со временем перрон вокзала так преобразился, что знатоки утверждали: на всем протяжении магистрали от Владивостока до Москвы такого чуда больше не увидишь. Пассажиры договаривались друг с другом, чтобы не проспать станцию Петропавловск и посмотреть на затейливую фигурную зелень.


Вот как описывал это в своем очерке «Города в тени деревьев» писатель Владимир Чивилихин: «Проезжая железной сибирской дорогой, с нетерпением ждал я Петропавловска. У вокзала там — после пустых зауральских земель — было что-то вроде рая. Вяз мелколистный, кизильник и другие неизвестные мне кустарники представали кубическими, пирамидальными, яйцевидными, ромбическими образованиями, сгруппированными в радостные по общему тону очертания. Этот скромный, продуманный в мельчайших деталях скверик нес на себе светлую печаль любви, терпения и трудолюбия, мне всегда хотелось сойти с поезда, разыскать и поблагодарить за праздничное впечатление человека, который все это затеял и осуществил».
Этим человеком был Василий Герасимович Осипов, который, работая в тридцатые годы в клубе железнодорожной станции, восстановил два ближайших заброшенных палисадника. После этого его взяли на должность садовода-художника вокзала, начальник которого Пархоменко попросил мастера так озеленить территорию, чтобы Петропавловский вокзал стал лучше всех.
«Начал Васили Герасимович с того, что нарисовал этюд: вокзал, утопающий в зелени, — указывается в книге «Петропавловск: время, события, люди». — Оригинал совсем не соответствовал придуманной автором картине. Пыль стояла столбом, возле вокзала — ни кустика, ни деревца.


Но у Василия Осипова хватило воображения изменить облик станции, используя идею формовой обработки деревьев, выработав приемы, отвечающие условиям Северного Казахстана. В 1945 году на перроне была оборудована электрифицированная вращающаяся клумба-ваза высотой около пяти метров. Она была установлена перед бассейном, свешивающиеся с нее плети растений отражались в воде. Зимой клумба-ваза легко превращалась в новогоднюю елку. Пассажиры в любое время суток высыпали на перрон, любовались его сказочной зеленой архитектурой, об этом чуде знала вся огромная страна».
Подобные скверы были созданы и в других частях города. Обладателя золотой медали Всесоюзной сельскохозяйственной выставки Василия Осипова, искусством которого восхищались многие знаменитые ученые, писатели, неоднократно приглашали на работу в Москву, Алма-Ату. Но он остался верен своему родному городу, где и был похоронен в 1972 году. Увы, сохранить его прекрасные творения потомки не смогли, благо остались хотя бы фотографии.
— Думаю, читателям будет небезынтересно узнать, что самое первое фотоателье появилось в Петропавловске ровно 125 лет назад, — говорит Лидия Матвеевна Мелехина. — Все началось с того, что в 1885 году Главное тюремное управление Акмолинской области решило организовать фотосъемку… заключенных с целью предотвращения побегов и присвоение ими чужих имен. Вот тогда-то и появился в нашем городе фотограф Павел Семенов.

Затем в Петропавловске открылись и другие фотосалоны. В конце 19-начале 20 веков в городе работали фотографы В. Аппельберг, П. Сухих, Л. и С. Липские, К. Кондратьев, Ф Фуртат, Л. Тавбер, А. Калистратов, П. и А. Злыгостевы, Д. Мамаев. Благодаря им сегодня мы можем в буквальном смысле увидеть своими глазами события вековой давности.

Например, на одной из фотографий талантливого мастера Лидии Тавбер запечатлены последствия разлива реки Ишим в 1912 году. После знакомства с этим снимком жаловаться на бездорожье, неприятные сюрпризы весеннего половодья современникам становится даже как-то неудобно.

Другой большой бедой дореволюционного Петропавловска были пожары. Удалось ли кому-то из местных фотографов увековечить такие моменты, не знаю, — но вот снимки членов «Вольно-пожарного общества» до наших дней дошли. Также существуют Фотографии участников «Общества детского физического развития», «Музыкально-драматического общества» и «Общества правильной охоты».
— По фотоснимкам Вира Аппельберга, Лидии Тавбер и других фотографов издавались видовые почтовые открытки, — рассказывает Лидия Матвеевна. — Сейчас их можно сравнить с окном в минувшее. Ведь многие городские постройки утратили свой первоначальный облик, как, например, здание городской управы, а некоторые вообще не сохранились: Вознесенский собор, синагога, универсальный магазин братьев Овсянниковых и Ганшина. А благодаря старинным петропавловским открыткам мы все это можем увидеть. Исключительную ценность представляют фотографии городского парка, которому, кстати, в следующем году исполнится 150 лет.

Алена МИХАЙЛОВА
Неделя СК, 9 июля 2010 года

3 комментария

avatar
колокол не «начиненный», а начищенный, конечно же :)
avatar
спасибо, Юля, поправил
avatar
С садом у ж/д вокзала, конечно, абсолютно удивительный факт!
  • IGOR
  • +2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.