"Казахская Новая Волна" или Птенцы гнезда Соловьёва

Существует такой феномен в советском и казахском кинематографе, называемый «Казахской Новой Волной». О нём сегодня и поговорим.

Идёт 1984 год, Сергей Александрович Соловьёв приезжает на подготовительный период на студию «Казахфильм» для съёмок фильма «Чужая Белая и Рябой». Тогдашний министр кинематографии Олжас Сулейменов был крайне озадачен положением дел на «Казахфильме». План не выполнялся, а долг перед государством неустанно рос. Было принято решение поднимать казахский кинематограф. Госкино дало «добро» и уже летом 1984 г. был объявлен общереспубликанский конкурс в мастерскую Сергея Соловьёва.
Поскольку студия рыдала и плакала не только по режиссёрам, но и по операторам, сценаристам и художникам, было решено создать объединённую мастерскую: 3 сценариста, 3 художника, 2 оператора и 7 режиссёров. Операторами занимался Павел Лебешев, художники же достались Александру Борисову.
Среди режиссёров набранных в мастерскую Соловьёва значились: Серик Апрымов, Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Ардак Амиркулов, Амир Каракулов, Талгат Теменов, Мурат Альпиев.
Что примечательно, Дарежан Омирбаев тоже учился у Соловьёва на первом курсе, но вскоре перевёлся на киноведческий факультет в мастерскую А. Плахова. Как говорил сам Омирбаев, ему не понравился мастер, его методы работы и те люди, которых он набрал к себе в мастерскую.

Итак, 1988 год.

На переднем плане можно рассмотреть некоторых личностей: Сергей Соловьёв (по центру), Ардак Амиркулов (слева, в свитере), Серик Апрымов (за Ардаком Амиркуловым, с усиками), Абай Карпыков (справа, с шарфом)

Июнь 1988 года, защита дипломов воспитанников Соловьёва, которая знаменует появление нового течения в советском кинематографе, так называемой «казахской новой волны».
Тогда же в 1988-м появляются ещё три короткометражных фильма, которые относят к «новой волне» — «Трое» (Бахыта Килибаева и Александра Баранова), «Шильде» (Дарежана Омирбаева) и «Место на серой треуголке» (Ермека Шинарбаева).
Советская окраина в лице Казахской ССР родила настоящее творческое наследие. Последующие фильмы казахского кинематографа стали настоящим сокровищем периода конца 80-х, начала 90-х. Это и «Игла» (Рашида Нугманова) и вышедшая следом «Влюблённая рыбка» (Абая Карпыкова) и «Конечная остановка» (Серика Апрымова) — это уникальное сочетание авторского взгляда, кинопоэзии и восточного мировоззрения.

Ссылки на фильмографии «птенцов» и других представителей «волны»:
Серик Апрымов
Рашид Нугманов
Абай Карпыков
Ардак Амиркулов
Амир Каракулов
Талгат Теменов
Дарежан Омирбаев
Бахыт Килибаев
Александр Баранов
Ермек Шинарбаев
Использованы материалы статьи:
«Защита дипломов у выпускников «казахской» мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе» (Анна МУРЗИНА, Дмитрий САВЕЛЬЕВ. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002)

13 комментариев

avatar
Можно ли отнести к достижениям казахского кинематографа фильм «Игла»? Сомневаюсь. Думаю, что только по формальному признаку — только по месту реализации проекта, что было связано с ключевой содержательной темой фильма, с техническими мощностями киностудии, которые надо было «оживить» и как-то использовать, о чем и указано в статье… и режиссёр Рашид Нугманов,… выпускник мастерской Сергея Соловьева, с 1993-го года живущий во Франции… в 2007 году в Казани получил свидетельство о дворянском достоинстве (род татарских князей Мамлеевых по материнской линии)…
А теперь о главном — актерский состав! Виктор Цой — одно появление которого на экране, не важно, что он делает в кадре, делало фильм культовым; Александр Баширов — абсолютный уникум из деревушки в Тюменской области и Петр Мамонов в совершенстве владеющий театром абсурда… Эти три личности могли создать шедевр на ровном месте в любой точке планеты… именно они, а не студия… Студии просто сказочно повезло… и она канула в лету… Об стальных актерах, задействованных в фильме вы не найдете и строчки в том же интернет…
И вспомните шедевр того же Соловьева — «Асса»… в общем-то тягомотный фильм, который по существу смотрели ради последней сцены, где Цой идет по коридору,(на фоне занудного голоса-инструктажа директриссы, что косвенно говорит о том, что все, что было до — занудство) бросает плащ и выходит на сцену с неувядающей «Перемен»…
Найдите здесь достижения Казахского кинематографа…
avatar
Я согласен, что и дебютная короткометражка Нугманова «Йа-хха» опять же с Виктором Цоем и Борисом Гребенщиковым вряд ли конкретно к Казахстану относятся, но я явно не из тех людей, что считает если у фильма есть замечательные актёры, великолепный художник, блистательный оператор — то несмотря на бездарность режиссёра фильм выйдет как минимум гениальным… Каково бы ни было влияние актёров, режиссёр всё равно лицо первое и последнее, уж как испоганить фильмы люди иной раз могут — уж это мы знаем… и потом ОПОМНИТЕСЬ, Барин, мы о фильмах ведём речь, а не кости перемываем!!! Мне нет никакого дела куда переехал господин Нугманов, какие «барские» чины получил… Калик в своё время уехал в Израиль, Краморов в Америку, Сергей Лозница работает в Германии, Тарковский эмигрировал за рубеж, Джамшед Усмонов снимает во Франции с французскими актёрам… таких случаев массы и далеко не всегда они плохи для мирового кинематографа в целом… Каждый режиссёр рас решает как быть и как поступать.
На счёт студий: где Ленфильм? где Мосфильм? где Одесская киностудия? где киностудия имени Горького? так случалось и случается со многими, так случилось и с Казахфильмом…
avatar
Рад, что мой комментарий вызвал в вас столь эмоциональный отклик… значит в нем есть рациональное зерно и я в чем-то прав… Нет здесь заслуги казахского кинематографа ни-ка-кой…
Режиссерский гений Соловьева заключался в том, что он вел долгие переговоры с другим гением — Цоем, чтобы тот согласился принять участие в его фильмах… в Игле в частности…
И потом, я комментировал статью, а не вас… Определитесь, что вы позиционируете — себя, как специалиста с примесью высокомерия в какой-то области (в написании текстов — что вижу я) или достижения кинематографа…
И потом, вы сами косвенно указали на то, что успех фильма — не заслуга какого-то определенного кинематографа… И уж точно, не Казахфильма в частности…
Повторюсь: попробуйте найти в ключевых поисковиках интернета информацию о казахских актерах, снимавшихся в фильме… Это и будет отражением достижений Казахского кинематографа…
avatar
как бы мы с вами не старались, всё что было сказано — это наши точки зрения и вряд ли что-то ещё… вам не кажется, что всё таки стоит остановиться на том, что наши мнения существенно расходятся? я никогда не подвергну гений Соловьёва сомнению (и это при живом-то Соловьёве, бох ты мой!!! едва ли не памятник собрался ставить =))), хоть мне и его «Асса» приходиться не по нраву, однако некоторые моменты фильма всплывают в памяти даже спустя, кажется, года полтора…
Я из тех людей, что будет защищать любой фильм с, по моему мнению, ещё не совсем засохшей душой!!! Что будет говорить неустанно о тех фильмах, что ему нравятся и практически не говорить о тех, что не нравятся.
Не об одной лишь «Игле» в этой статье идёт речь…
Незначительная информация найдена об актёрах Архимеде Искакове и Геннадии Люйе…
и, боюсь, письменные источники содержат гораздо больше, чем интернет.
И можно на ты? Мне так будет проще…
Благодарю Великодушно!!!
avatar
Вот о чем я говорил: vkontakte.ru/search?c[q]=%D1%86%D0%BE%D0%B9&c[section]=video&z=video26724940_98005995
(надеюсь, можно открыть)… Поэтому смотрится весь фильма… сам Соловьев отмечал это.
avatar
Люблю я пообщаться, особенно, когда мне приписывают то, его я не делал (не писал, не думал, не предполагал...) Очень радует, когда моя точка зрения находит эмоциональный отклик… Продолжим…
«Незначительная информация найдена об актёрах Архимеде Искакове и Геннадии Люйе…и, боюсь, письменные источники содержат гораздо больше, чем интернет»,- равно тому, что эти актеры не оставили практически никакого вклада в кинематограф…
Тарковский был вынужден эмигрировать в Италию (… и кстати, «Ностальгия», итальянский фильм… так кажется в песне поется...), а затем во Францию от того, что в СССР ему просто не давали снимать… Отчего Нугманов осел во Франции? Сейчас же все разрешено… Или решил просто больше не связываться с Казахтелефильмом...? Или осознает, что не поднять… Или…… Или я не прав...?(Остапа несло...) К моему сожалению, к моему… нет в Казахстане ничего, кроме сырьевых ресурсов… и тех, кто их контролирует… Жаль…
avatar
История:
Сегодня был в Пушкинской Библиотеке своего города. Взял журналы «Советский экран» за 1988 год. Прямо на обложке, не помню какого, номера красовался Цой, по центру подпись «ИГЛА», а сверху от руки приписано «см. стр. 12-13». Листаю 3-4-5-6-7-8-9-10-15 =))
avatar
На концертах сначала под гул трибун на сцену выходили музыканты из состава группы, потом среди зрителей с разных сторон слышалось: «Цой идет..», трибуны взрывались и на сцене появлялся Цой… На сцену летели цветы… обычно гвоздики…
avatar
Посмотрел «Игла. Ремикс 2010»

Это надо же было так фильм испохабить.

Так что и во Франции что-то не тоЕ…
А В Казахстане… да, нет ничего своего и сырьевые рессурсы уже принадлежат тем, кто не живёт в Кахахстане…
avatar
Все ремиксы отечественных фильмов — это попытка создать коммерческий проект на эксплуатации культового материала, попросту — отжать хоть еще какие-то деньги. На деле — получается подростковая попытка обесценить этот материал…
avatar
Да, полностью с Вами согласен в этом вопросе.
Получается, как правило, примитивно, убого в своей погоне за наживой и совершенно не вкусно.
avatar
Смотрю фильм Соловьева «Одноклассники»
Считается, что он ничего лучше АССЫ не сделал… и то, последние 8 минут фильма, начиная с того момента, где Цой идет по коридору… И здесь он попытался обыграть тему Цоя… по-моему тем самым сказав, что АССА был его лучшим фильмом…
avatar
Я же считаю лучшим фильмом Соловьёв «Чёрную розу...», «Асса» же в моей душе как ни пыталась так и не прижилась…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.